Среда, 17.04.2024, 00:30

Какая планета лишняя?
Главная » 2019 » Декабрь » 2 » Новое исследование: планеты вокруг черных дыр вполне возможны
02.12.2019 12:32

Новое исследование: планеты вокруг черных дыр вполне возможны

Ученые-теоретики, представляющие две разные дисциплины, опровергают привычное мнение, что планеты вращаются только вокруг звезд. И они говорят о возможности существования тысяч планет, летающих вокруг сверхмассивной черной дыры.

Так художник видит планеты, вращающиеся вокруг сверхмассивной черной дыры. © Kagoshima University

«При соответствующих условиях планеты могут образовываться даже в самом суровом окружении, например, вблизи черной дыры», - считает Кейичи Вада, профессор Университета Кагосимы. Он специализируется на исследовании активных галактических ядер - ярких объектов, которые питаются от черных дыр.

Согласно последним теориям, планеты образуются из рыхлых скоплений пыли в протопланетных дисках вокруг молодых звезд. Но молодые звезды - далеко не единственные объекты, у которые имеют такие пылевые диски. И теперь исследователи сосредоточились на массивных дисках вокруг сверхмассивных черных дыр в центрах галактик.

«Наши расчеты показывают, что десятки тысяч планет с массой, в десять раз превышающей массу Земли, могут образовываться на расстоянии около десяти световых лет от черной дыры», - говорит Эйичиро Кокубо, профессор Национальной астрономической обсерватории Японии, изучающий образование планет. - «И вокруг черных дыр могут существовать поистине гигантские планетарные системы».

Некоторые сверхмассивные черные дыры содержат большое количество вещества в виде огромного плотного диска вокруг себя. Такой диск может содержать до 100 000 солнечных масс пыли. Это в миллиард раз больше, чем масса пыли протопланетного диска.

В низкотемпературной области протопланетного диска пылевые частицы с ледяной оболочкой объединяются и превращаются в рыхлые комки. Пылевой диск вокруг черной дыры настолько плотен, что интенсивное излучение из центральной области блокируется, благодаря чему образуются области с более низкими температурами. Исследователи применили к таким пылевым дискам теорию образования планет и обнаружили, что планеты могут здесь формироваться в течение сотен миллионов лет.

К сожалению, в настоящее время еще нет методов обнаружения таких планет вокруг черных дыр. Тем не менее, ученые считают, что это исследование откроет новую область астрономии. Результаты работы японских астрономов были опубликованы 26 ноября 2019 года в издании Astrophysical Journal.