Четверг, 18.04.2024, 08:45

Сколько Вам лет?
Главная » 2020 » Март » 12 » Необычный белый карлик сформирован двумя звездами
12.03.2020 05:24

Необычный белый карлик сформирован двумя звездами

Астрономы предполагают, что два маленьких белых карлика слились в гигантскую звезду, похожую на снеговика. И изучением этого необычного белого карлика занялась исследовательская группа из Уорикского университета. Этот объект располагается примерно в 150 световых годах от Земли.

Белый карлик WDJ0551+4135. © ESA

Ученые обратили внимание на звезду с обозначением WDJ0551 + 4135, потому что, помимо внушительных размеров, она обладает и богатой углеродом атмосферой. Такого астрономы не наблюдали до сих пор еще ни у одной звезды. И именно атмосфера показала, что это небесное тело может быть результатом слияния двух белых карликов. В своей статье в журнале Nature Astronomy исследователи описывают, как они использовали данные телескопа Gaia Европейского космического агентства (ESA) для анализа светового излучения звезды и, таким образом, для идентификации ее компонентов.

В 1,14 раза больше массы Солнца

В ходе исследования они обнаружили необычно высокую концентрацию углерода в атмосфере звезды, какой никогда ранее нигде не обнаруживалось. Белые карлики образуются поле того как звезды сгорают. Обычно они в среднем в 0,6 раза больше массы нашего Солнца, но WDJ0551 + 4135 имеет массу в 1,14 солнечной.

«Белый карлик по своей структуре напоминает луковицу. В его основе лежат в основном углерод и кислород, заключенные в слой гелия и слой водорода. Если нацелить телескоп на белого карлика, то вы увидите только его внешний слой», - объясняет директор по исследованиям Марк Холландс реурсу Space.com. Соответственно, астрономы, наблюдая белых карликов, распознают либо гелий, либо водород. Но при слиянии двух звезд их компоненты смешиваются. Это и позволило исследователям определить высокую концентрацию углерода.

Также и возраст звезды указывает на ее формирование. Этот объект движется быстрее, чем 99 процентов белых карликов, которые имеют возраст якобы схожий с WDJ0551 + 4135. Известно, что чем старше белые карлики, тем быстрее они двигаются. Поэтому исследователи предполагают, что звезда должна быть значительно старше, чем выглядит. Но насколько она стара, определить чрезвычайно затруднительно. Однако, исследователи исходят от того, что слияние произошло около 1,3 миллиарда лет назад.

Сверхновая не состоялась

Как считает Холландс, такой объект мог образоваться только тогда, когда слились два белых карлика. Когда звезда к концу своей жизни начинает расти, она может притянуть к себе орбиту ближайшей звезды. И эти две звезды продолжали притягивать друг друга в течение миллионов лет, пока окончательно не слились. Это особенно необычно в случае WDJ0551 + 4135, поскольку они представляют собой две звезды примерно одинакового размера. Ведь обычно более крупные звезды поглощают меньшие небесные тела.

Исследователи пишут, что на самом деле существует предел того, насколько массивной может стать такая белая звезда до возникновения сверхновой. В случае звезд, масса которых в 1,14 раза больше массы Солнца, такой взрыв вполне возможен. «Возможно, самая захватывающая вещь в этой звезде - это то, что она просто не взорвалась сверхновой», - говорит Холландс. Теперь ученые хотят использовать результаты, чтобы лучше исследовать, когда и почему возникает сверхновая. И это также поможет им создать более точные карты нашей галактики.