Пятница, 26.04.2024, 02:30

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2020 » Март » 19 » На горячем Юпитере идут железные дожди
19.03.2020 05:28

На горячем Юпитере идут железные дожди

Группа исследователей выяснила, что когда на экзопланете WASP-76b жара достигает определенного уровня, то там испаряется даже металл.

На этой иллюстрации, предоставленной Европейской южной обсерваторией в марте 2020 года, изображен железный дождь, который, возможно, идет в атмосфере чрезвычайно горячей экзопланеты WASP-76b. Обнаруженная всего несколько лет назад, эта планета почти в два раза больше Юпитера, но для ее обращения вокруг звезды требуется менее двух дней. А поскольку вращение планеты соответствует времени, которое требуется для завершения орбиты, одна и та же сторона всегда остается обращенной к звезде. © M. Kornmesser/ESO via AP

На расстоянии около 300 световых лет от Земли в созвездии Рыб вокруг своей звезды вращается гигантская планета. При этом одна ее сторона всегда обращена к своей центральной звезде, по причине чего она нагревается до 2400 градусов по Цельсию. Ночная же ее сторона прохладнее примерно на 1000 градусов. Международная исследовательская группа во главе с Дэвидом Эренрайхом из Женевского университета описала эту планету, получившую название Wasp-76b, в журнале Nature. По своему классу эта планета относится к так называемым «горячим Юпитерам».

Невероятный жар, господствующий на планете, заставляет испаряться даже металл. Испаренное железо поднимается в атмосферу, где подхватывается сильными ветрами, вызываемыми невероятно большой разницей температур между дневной и ночной сторонами. Эти ветры переносят железный пар на ночную сторону, температура которой составляет всего около 1500 градусов, где пар, по-видимому, конденсируется и выпадает на поверхность в виде дождя.

«Эспрессо»

Исследователи пришли к выводу о том, как протекает этот процесс, из измерений, проведенных с помощью нового прибора под названием «Эспрессо», установленного на телескопе Very Large Telescope Европейской южной обсерватории, расположенной в чилийской пустыне Атакама. Результаты показывают, что в сумеречной зоне имеются пары железа, что более соответствовало бы «вечеру», но никак не «утренним сумеркам». А это указывает на то, что на ночной стороне идет дождь из железа, пишут астрофизики.

Инструмент Echelle Spectrograph for Rocky Exoplanets and Stable Spectroscopic Observations (Espresso) был разработан в Женевском университете в сотрудничестве с международным ученым сообществом. Изначально его основная задача предполагалась в поиске экзопланет вблизи звезд, подобных Солнцу. Но уже в процессе работы оказалось, что с помощью этого устройства можно более подробно определять свойства уже известных экзопланет.