Четверг, 25.04.2024, 20:09

Какая планета лишняя?
Главная » 2021 » Январь » 30 » Космический телескоп CHEOPS обнаружил странную упряжку планет
30.01.2021 14:26

Космический телескоп CHEOPS обнаружил странную упряжку планет

Время обращения шести планет вокруг звезды TOI-178 оказалось невероятно гармоничным. Соотношение чисел дает в результате простые дроби.

Космический телескоп CHEOPS. © EPA/ATG medialab / ESA HANDOUT

С помощью космического телескопа CHEOPS исследователи обнаружили необычную планетную систему. Шесть планет вращаются вокруг звезды TOI-178, которая находится на расстоянии более 200 световых лет от нас, в гармоничном ритме, о чем сообщили на прошлой неделе швейцарские университеты Берна и Женевы.

Камеры космической обсерватории Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) NASA уже указывали на три планеты, вращающиеся вокруг звезды TOI-178. Международная исследовательская группа с участием астрофизиков из Берна и Женевы решила повнимательнее присмотреться к этой планетной системе. Используя, наряду с прочим, спектрограф Espresso Европейской южной обсерватории в Чили, они обнаружили в системе еще две планеты.

Период обращения 15 суток

Определенные до сих пор небесные тела гармонично кружатся вокруг звезды в созвездии Скульптор: их периоды орбитального обращения составляют два, три, шесть, десять и 20 дней. А это значит, что соотношение чисел дает в результате простые дроби.

«Наша теория предполагала, что в этой гармонии может быть еще одна планета; однако ее орбитальный период должен быть очень близок к 15 дням», - приводятся в пресс-релизе слова бернского астрофизика Адриена Лелеу. И действительно, как сообщают исследователи в специализированном журнале Astronomy and Astrophysics, телескоп CHEOPS обнаружил дополнительную, шестую планету, которая и вправду обращается вокруг звезды за 15 дней.

Но наблюдение за этой последней загадочной планетой чуть не прервалось по неожиданной причине. В начале октября прошлого года обломок китайского спутника размером с пакет из-под молока приблизились к космической обсерватории CHEOPS на опасное расстояние. По этой причине работникам центра управления пришлось осуществить маневр уклонения. К счастью исследователей экзопланет, это удалось своевременно, что позволило в полном объеме возобновить ненадолго прерванные наблюдения.

Смесь плотностей

Согласно расчетам, планеты имеют радиус в 1,1–3 раза больше земного и все они очень разные по плотности. В системе TOI-178, например, плотная планета земного типа, такая как Земля, находится рядом с очень «пушистой» планетой, плотность которой вдвое меньше плотности Нептуна. За ними следует еще одна, очень похожая на Нептун. По словам Кейт Исаак, научного сотрудника проекта Европейского космического агентства (ЕКА), это первый случай, когда в планетной системе наблюдается такое дикое сочетание плотностей.

CHEOPS - это совместная миссия ЕКА и Швейцарии под руководством Бернского университета в сотрудничестве с Женевским университетом. В отличие от предыдущих миссий, космический телескоп, летящий на высоте 700 километров над Землей, не должен обнаруживать новые экзопланеты, а исследует уже известные.