Суббота, 20.04.2024, 13:02

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2020 » Апрель » 9 » Исследователи разработали новый метод для поиска жизни на Марсе
09.04.2020 14:42

Исследователи разработали новый метод для поиска жизни на Марсе

В вулканических породах под океаном на Земле ученые смогли обнаружить зеленые светящиеся бактерии. И этот апробированный на нашей планете метод будет применен и на Марсе.

Поиск жизни на Марсе продолжает будоражить исследователей. © NASA

Ученые из Токийского университета использовали новый метод для обнаружения бактерий в крошечных трещинах в подводной вулканической породе. Образцы породы, которые исследовали члены научной группы, были отобраны во время экспедиции из Тихого океана еще в конце 2010 года. И в течение 10 последующих лет они искали способ изучить собранные камни на предмет наличия в них живых организмов.  И вот теперь им это, наконец, удалось.

Трещины в таких камнях обычно имеют ширину менее миллиметра. Они наполняются глинистыми минералами в течение миллионов лет, обеспечивая место идеального размножения для бактерий. И исследователи обнаружили около 10 миллиардов бактериальных клеток на кубический сантиметр материала. А это значит, что плотность бактерий здесь столь же высока, как в кишечнике человека.

Ярко-зеленые шарики

Бактерии удалось увидеть как ярко-зеленые шарики. При этом они сидят плотно упакованными в оранжевых туннелях. Такое оранжевое свечение происходит из глинистых минеральных отложений. Исследователи опубликовали результаты своей работы в журнале Communications Biology.

Зеленые бактерии живут в оранжевых туннелях из глинистых минералов. © Suzuki et al

«Я теперь почти уверен в том, что смогу найти жизнь на Марсе. Если же нет, то тогда жизнь должна основываться на ином процессе, таком как тектоника плит, которого нет на Марсе», - заявил автор исследования Йохеи Сузуки. Обнаруженные в трещинах микробы являются аэробными бактериями. Это означает, что они производят энергию, подобно клеткам человека, и зависят от кислорода и органических питательных веществ.

Новый метод, вдохновленный патологией

По оценкам исследователей, отобранные образцы породы имеют возраст от 13,5 до 104 миллионов лет, в зависимости от их местоположения. Однако Сузуки не смог обнаружить бактерии, используя обычные методы анализа образцов. Поэтому последние 10 лет он разрабатывал новый метод исследования камней и таки добился успеха.

И вдохновила его на успех патология. Патологи отбирают образцы ультратонкой ткани для исследования с целью выявления заболеваний. Ученый покрыл камни синтетической смолой, чтобы они не ломались, и разрезал их на тонкие ломтики. После этого он исследовал полученные срезы под микроскопом.

Похожие условия существуют и на Марсе

Исследователи предполагают, что глинистые минералы, которые обеспечивают среду для размножения бактерий, могут быть найдены и в скальных породах на поверхности Марса. «Минералы -это словно отпечатки пальцев тех условий, при которых образовывалась глина. От нейтральных до слабощелочных, низкая температура, умеренная соленость, богатая железом среда, базальтовые породы - все эти условия были присущи глубоким океанам на поверхности Марса», - говорит Сузуки.

Возраст образцов пород составляет до 104 миллионов лет. © Caitlin Devor, The University of Tokyo

Теперь исследователи планируют сотрудничать в деле поиска жизни на Марсе с космическим центром имени Джонсона NASA. Совместно они собираются разработать стратегию, как можно будет исследовать марсианские камни по этой методике. Одна из возможностей - помещать образцы в титановую трубку и исследовать их с помощью компьютерной томографии.

Новый марсоход Perseverance предназначен для поиска на поверхности Марса следов жизни, и он начнет свою работу в 2021 году. А запустить его в космос планируется уже летом 2020 года с космодрома на мысе Канаверал. На Красной планете он будет собирать образцы горных пород, которые будут отправлены для исследования обратно на Землю.