Суббота, 20.04.2024, 03:34

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2020 » Сентябрь » 15 » Исследователи обнаружили странный протопланетный диск
15.09.2020 22:39

Исследователи обнаружили странный протопланетный диск

Совсем недавно исследователи из Университета Эксетера обнаружили протопланетную систему с искаженным внутренним кольцом. Молодая система GW Orion расположена примерно в 1300 световых годах от Земли и никогда ранее в этой форме не наблюдалась. Три кольца окружают три звезды, вращающиеся вокруг друг друга, но самое внутреннее из них сильно смещено по отношению к другим.

Обнаруженный астрономами протопланетный диск оказался довольно необычной формы. © University of Exeter

Как пишется на сайте Sciencealert, это первое прямое свидетельство так называемого «разрыва диска». Группа ученых из Университета Эксетера выяснила, как же происходит это явление. Исследователи наблюдали систему в течение одиннадцати лет с помощью «Очень Большого Телескопа» (Very Large Telescope, VLT) и радиотелескопа «Атакамская большая миллиметровая / субмиллиметровая решетка» (Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array, ALMA).

Формирование планет

В основном звезды рождаются в смеси пыли и газа, часто близнецами или даже тройняшками. При этом вращающееся облако «кормит» звезду или звезды, чтобы они могли расти. По завершении этого процесса остатки материала слипаются и образуют планеты и другие небесные тела. А структура дисков определяет орбиты будущих планет в системе.

На новых фотографиях отобразился особый, чрезвычайный случай. Круглый звездный диск не плоский, но, по словам автора исследования Стефана Крауса, неестественно развернут и совершенно по-другому ориентирован. То есть внутреннее кольцо практически отделилось от остальной части диска. «На наших фотографиях мы видим тень внутреннего кольца на внешнем диске», - говорит Краус. Именно это сыграло решающую роль в объяснении трехмерной структуры кольца и диска.

Различные силы притяжения

Исследователи смогли подтвердить теорию разрыва диска с помощью 3D-моделей. Искаженные кольца в основном формируются из-за по-разному взаимодействующих гравитационных сил трех звезд. 3D-модели GW-Orion показали, что закрученные орбиты звезд способствуют тому, что диск вокруг них распадается на несколько колец с разной ориентацией. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.

Однако не все исследователи согласны с такими выводами. Цзяцин Би из Университета Виктории, Канада, предполагает, что между этими кольцами должны быть планеты, и только это может объяснить, почему диск был разорван. Но вот как это явление объяснить на самом деле, требует проведение дальнейших исследований.