Пятница, 19.04.2024, 04:36

Какая планета лишняя?
Главная » 2016 » Апрель » 27 » Астрономы впервые смогли определить химический состав моря на Титане
27.04.2016 17:10

Астрономы впервые смогли определить химический состав моря на Титане

При помощи данных, которые отправляет на Землю космический аппарат «Кассини», ученые впервые смогли определить точный химический состав находящегося на Титане моря Лигея.

Солнечные блики на Титане, отраженные от моря.

Солнечные блики на Титане, отраженные от моря. Фото NASA/JPL/Univ. Arizona/Univ. Idaho

Отметим, что Титан был открыт 25 марта 1655 года нидерландским астроном Христианом Гюйгенсом. Диаметр Титана составляет 5152 км. Это крупнейший спутник Сатурна и второй по величине в Солнечной системе (больше - только спутник Юпитера Ганимед).

Титан единственный из всех спутников в Солнечной системе, который обладает плотной атмосферой. Кроме того, на Титане существует гидрологический цикл -  процесс циклического перемещения вещества, который  состоит из испарения, конденсации и осадков и похож на земной. Правда, этот цикл зависит от метана и этана, а не воды, как на Земле. За 12 лет работы на орбите Сатурна аппарат «Кассини» обнаружил на поверхности Титана десятки озер, рек и даже морей, а также раскрыл различные атмосферные процессы, управляющие их наполнением и высыханием.

Химический же состав «озер» Титана оставался тайной до 2014 года.  Потом радарные наблюдения «Кассини» позволили сделать вывод, что «моря и озера» Титана состоят преимущественно из метана, однако планетологи не исключали возможности того, что в них может присутствовать бутан, этан и ряд других предельных углеводородов.

Новое исследование, которое было проведено учеными, включило в себя данные радарных наблюдений за Титаном за последние 8 лет работы «Кассини». В результате обработки всех данных ученые пришли к выводу, что одно из крупнейших морей Титана - море Лигея (Ligeia Маре)  полностью состоит из метана, а следов этана и более тяжелых углеводородов «Кассини» найти не удалось. Это стало неожиданностью для ученых, так как им теперь придется объяснять то, куда пропал этот этан.

Кроме того, дно моря покрыто своеобразной «слизью» - смесью из различных ароматических углеводородов и прочих соединений азота, углерода и водорода. Берега же моря представляют собой своеобразные болотистые участки, которые состоят из различных типов углеводородов.

«Это большое достижение для нас – мы провели полноценные океанографические исследование моря, которое находится на другой планете и можно сказать, что Титан никогда не перестает удивлять нас»,  - пишут авторы исследования.