Пятница, 19.04.2024, 12:57

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2015 » Июнь » 16 » Астрономы увидели, как рождается «космическая бабочка»
16.06.2015 09:28

Астрономы увидели, как рождается «космическая бабочка»

Астрономы из Европейской южной обсерватории опубликовали изображение, на котором впервые видны начало процессов образования так называемой биполярной планетарной туманности.

Рождение биполярной планетарной туманности.

Рождение биполярной планетарной туманности. Фото ESO/P. Kervella

В качестве объекта внимания для ученых послужил красный гигант L2 Кормы (L2 Puppis), который находится на расстоянии около 200 световых лет от Земли. Это один из ближайших к Земле красных гигантов – звезда, чья жизнь подошла к концу.

В своем исследование ученые использовали данные наблюдений особой адаптивно-оптической техники, установленные на «Очень Большом Телескопе» (VLT), обсерватории Европейской южной обсерватории в Чили. Благодаря современным технологиям ученые смогли получить изображения, с разрешением, которое втрое превышает разрешение от космического телескопа «Хаббл».

Наблюдения за красным гигантом L2 Кормы показали, что звезда уже сбросила внешнюю оболочку, которая расширилась на расстояние около 900 миллионов километров (примерно как расстояние  Юпитера от Солнца). Диск расширяется во всех направлениях от звезды, образуя симметричную воронкообразную структуру.

При этом, на расстоянии около 300 миллионов километров от умирающей звезды был обнаружен второй источник света – еще одну звезду, которая, скорее всего, представляет собой еще один красный гигант, но на более ранней стадии развития и более низкой массы, чем L2 Кормы.

Авторы исследования считают, что присутствия звезды-компаньона, а так же большое количество материи в расширяющей оболочке позволит в будущем звезде L2 Кормы «выпустить бабочку из кокона», породив красивую биполярную планетарную туманность.

Полет к красному гиганту L2 Кормы.

Отметим, что на последних этапах своей жизни звезда с массой до 8 солнечных, внутри которой заканчиваются запасы топлива, проходит через стадию красного гиганта. В этот период непомерно раздувшееся светило сбрасывает в пространство часть своей оболочки, превращаясь со временем в горячий и компактный белый карлик. Фаза красного гиганта - финишная прямая для подобных звезд.

Биполярные туманности.

Биполярные туманности. Фото: ESO/NASA/ESA

Ученым интересны планетарные туманности не только своей красотой. Они представляют собой один из основных способов, в котором более тяжелые, чем водород и гелий, элементы рассеиваются в пространстве после своего создания в термоядерном сердце звезды. В конце концов  выброшенный материал бывшей звезды  может вновь стать частью новой звезды или планеты.