Вторник, 16.04.2024, 17:45

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2018 » Ноябрь » 22 » Астрономы обнаружили еще одну сильно затемняющуюся звезду
22.11.2018 15:31

Астрономы обнаружили еще одну сильно затемняющуюся звезду

C 2015 года астрономы пытаются разгадать загадку необъяснимого, повторяющегося через определенные промежутки времени затемнения света далекой звезды KIC 8462852, дискутируя о возможных астрофизических объяснениях, вплоть до выдвижения версий огромных искусственных конструкций вокруг звезды, созданных неведомой сверхцивилизацией. И вот теперь астрономы обнаружили еще одну звезду, которая таким же образом периодически становится то более тусклой, то более яркой.

Сделанный через телескоп снимок далекой звезды VVV-WIT-07. © Saito et al., 2018

Как предварительно сообщает команда Роберто Саито из Федерального университета Санта-Катарина на сайте ArXiv.org, и при наблюдении светового рисунка другой звезды, VVV-WIT-07, тоже очень сложно понять, что вызывает такие странные затемнения.

Внимание на колеблющийся световой рисунок астрономы группы Саито обратили во время поиска сверхновой с помощью телескопа VISTA, установленного в пустыне Атакама. То есть при поиске звездных взрывов им «в визир» попала «мигающая» звезда, которую они сначала и приняли за сверхновую. Поисковый проект называется VISTA Variables in the Vía Láctea (Переменные VISTA в Vía Láctea), сокращенно VVV.

Но вместо того, чтобы постоянно прибавлять в яркости, астрономы с удивлением обнаружили, что свет звезды временами затемняется. Поэтому они называли ее VVV-WIT-07 где «WIT» обозначает «What ist this» (Что это такое?).

С самого начала наблюдений, продолжавшихся с 2010 по 2018 год, яркость звезды временами снижалась до 80 процентов ее обычной яркости. В то время как KIC 8462852 даже при самых сильных затемнения тускнела максимум на 20 процентов, световое поведение VVV-WIT-07 больше походит на открытую в 2012 году звезду J1407, свет которой тускнел даже почти до 95 процентов. Ее первооткрыватели, астрономы группы Эрика Мамаека из университета Рочестера, предполагают здесь наличие планеты с гигантской системой колец, которая обращается вокруг звезды и «несет ответственность» за повторяющиеся затемнения звездного света.

Если эта теория действительно отражает действительность, то подобное может иметь место и в случае с VVV-WIT-07, а также с другими «мигающими» звездами. В интервью порталу ScienceNews.org астроном Табета Бояджан из Луизианского государственного университета, которая первой обратила внимание на странный световой рисунок звезды KIC 8462852, которую иногда называет в ее честь Tabby’s Star (Зведа Табби), объяснила, что в свете открытия все новых мигающих подобным образом звезд приводить экзотические объяснения такого явления становится все труднее. «Если в этих случаях речь идет об одинаковых явлениях, подобных тому, вследствие которого затемняется KIC, и при этом мы в самых разных местах космоса находим все больше таких звезд, то это может означать лишь то, что речь здесь идет, вероятно, о природном феномене, широко распространенном во вселенной».

Световая кривая VVV-WIT-07.© Saito et al., 2018

При этом Бояджан все же дает повод для сомнений в том, что «ее звезда» и VVV-WIT-07 полностью похожи. «VVV-WIT-07 находится в галактической плоскости - то есть вид на звезду с Земли находится в зависимости от больших масс пыли. И это создает большие сложности для определения деталей звезды, то есть точного расстояния до нее, возраста или типа. И если эта звезда является еще относительно молодой и, соответственно, изменчивой звездой, то световые колебания вполне могут объясняться ее внутренними процессами. И в этом случае даже не стоит рисовать предположения о циклопических системах колец вокруг тамошних планет или о других не менее фантастических моделях. А это значит, что в отношении VVV-WIT-07 нам необходимо получить значительно больше данных».

И именно за этой звездой намерены в будущем наблюдать Саито и коллеги в ходе нового исследовательского проекта, где будут использоваться еще большие телескопы, в частности, телескоп Gemini или Atacama Large Millimeter Array (ALMA).