Астрономы, при помощи рентгеновских космических обсерватории, таких как «Чандра» и NuSTAR провели исследование необычной «сверхновой – хамелеона» SN 2014C, которая вспыхнула в галактике NGC 7331.
«Сверхновая – хамелеон» SN 2014C в галактике NGC 7331. Фото NASA/CXC/CIERA/R.Margutti et al; SDSS
Известно, что когда звезды, чьи массы превышают массу Солнца в восемь раз, заканчивают свою жизнь, они вспыхивают как сверхновые, при этом формируются новые химические элементы и соединения, которые распространяются во Вселенной.
Астрономы классифицируют взрывающиеся звезды в зависимости от того, присутствует или нет в этом событии водород. Зачастую крупные звезды, к концу своей жизни остаются совсем без водорода, которые они используют в качестве топлива. Если во время вспышки сверхновой выкидывается в пространство мало водорода, то они называются «Тип I» Те сверхновые, что имеют в выбросах обилие водорода более редкие и называются «Тип II».
Механизм взрывов сверхновых изучен достаточно хорошо, однако сверхновая SN 2014C, которая вспыхнула на расстоянии около на расстоянии около 43 миллионов световых лет от Земли в галактике NGC 7331, поставила сложную задачу для астрономов. Все дело в том, что SN 2014C резко изменилась по внешнему виду в течение года, что не вписывался в любую из теорий, описывающих процесс звездного взрыва.
Наблюдения за SN 2014C, которые производились рентгеновскими космическими обсерваториями «Чандра» и NuSTAR показали, что SN 2014C в течение года трансформировалась от типа I к сверхновой II типа. Первоначальные наблюдения не обнаружили водород, однако потом в излучении сверхновой водород неожиданно появился, притом в достаточно большом количестве.
По мнению астрономов, ударная волна, распространяющаяся от взрыва «догнала» оболочку из водорода, которая, по всей видимости, была сброшена звездой гораздо ранее, за сотни лет, предшествующих пред вспышкой, превратив таким образом SN 2014C в своеобразную «сверхновую – хамелеона».