Четверг, 25.04.2024, 23:58

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2010 » Январь » 29 » Астрономы нашли черную дыру звездной массы на рекордном по дальности расстоянии
29.01.2010 08:40

Астрономы нашли черную дыру звездной массы на рекордном по дальности расстоянии

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) с помощью массива телескопов Very Large Telescope (VLT) обнаружили в другой галактике черную дыру звездной массы. На текущий момент это самая дальняя черная дыра, которая считается черной дырой звездной массы. Имея массу около 15 масс Солнца, обнаруженная черная дыра также является второй по массе черной дырой звездной массы, когда либо обнаруженной в космосе. Черная дыра находится в бинарной системе, вторым компонентом которой является звезда, которая вскоре тоже превратится в черную дыру.

Черная дыра и звезда Вольфа-Райе в галактике NGC 300 глазами художника. Изображение ESO

Сейчас ученые подразделяют черные дыры на три группы: первая группа - это сверхмассивные черные дыры, которые находятся в центрах галактических ядер и имеют огромную массу. Вторая группа - это средние по массе черные дыры, чья масса находится в диапазоне между 100 и 10 000 масс Солнца. Менее массивные черные дыры относятся к группе черных дыр звездной массы.

История открытия черной дыры в галактике NGC 300 началась в  2007 году, когда с помощью телескопа Американского космического агентства «Swift»  была проведена тщательная проверка окрестностей галактики NGC 300. Тогда астрономами был обнаружен яркий источник рентгеновского излучения в галактике.  Более подробное исследование рентгеновского излучения при помощи спектрографа "FORS2", установленного на телескопе из массива VLT ESO, показало, что источником рентгеновских лучей является черная дыра звездной массы.

Местонахождение черной дыры в галактике NGC 300. Фото ESO/ Digitized Sky Survey 2/P. Crowther

Черная дыра находится на расстоянии около шести миллионов световых лет от Земли в спиральной галактике NGC 300. Любопытным  партнером черной дыры является звезда Вольфа-Райе (класс звезд, для которых характерны очень высокая температура и светимость), которая имеет массу примерно в двадцать раз больше Солнца. Новые данные показывают, что черная дыра и звезда Вольфа-Райе вращаются друг вокруг друга с периодом около 32 часов. Звезда Вольфа-Райе подходит к концу своей жизни и вскоре, как считают астрономы, сама превратится в черную дыру, после чего пара черных дыр, скорее всего, сольется в одну еще более массивную черную дыру.