Четверг, 25.04.2024, 22:14

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2010 » Январь » 28 » Астрономы нашли сверхновую, обладающую свойствами гамма-всплеска
28.01.2010 21:16

Астрономы нашли сверхновую, обладающую свойствами гамма-всплеска

Астрономам удалось обнаружить сверхновую звезду, обладающую свойствами гамма-всплеска. Причем, этот объект ученые нашли, не используя детекторы гамма-излучения.

Сверхновая, "порождающая" гамма-всплеск. Иллюстрация Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Гамма-всплесками называют мощные выбросы жесткого электромагнитного излучения. Они могут длиться от нескольких миллисекунд до десятков минут. Считается, что часть гамма-всплесков формируется при взрыве сверхновых.

Обычно для поиска гамма-всплесков используют детекторы, улавливающие гамма-излучение. Авторы новой работы предложили иную технологию: при помощи массива телескопов VLT (Very Large Telescope - "очень большой телескоп") они регистрировали радиоволны. Анализируя собранные данные, ученые обнаружили, что сверхновая SN2009bb "отбрасывает" от себя материю со скоростью, близкой к скорости света. Такое "поведение" характерно как раз для сверхновых, производящих гамма-всплески.

По мнению авторов работы, новая технология позволит ускорить исследования гамма-всплесков. Во многих случаях луч жесткого излучения может быть направлен в сторону от Земли, поэтому детекторы гамма-излучения не засекут его. Возможно, именно по этой причине SN2009bb не была замечена раньше. Кроме того, исследователи не исключают, что гамма-лучи могут "смазываться" и по другим причинам. Если эта гипотеза окажется правомерной, то без использования радиотелескопов многие гамма-всплески останутся невидимыми для астрономов.

Источник:lenta.ru