Суббота, 27.04.2024, 15:28

Наше Солнце это?
Главная » 2023 » Ноябрь » 3 » Астероид Динкинеш оказался «с подвохом» и удивил учёных
03.11.2023 14:39

Астероид Динкинеш оказался «с подвохом» и удивил учёных

1 ноября 2023 года космический аппарат NASA «Люси» сблизился со своей первой целью — астероидом (152830) Динкинеш. Исследование вблизи выявило необычную особенность, которая немного удивила астрономов — астероид оказался двойным, т. е. у него есть собственный спутник. Само по себе это не редкое явление, но многочисленные наблюдения земных обсерваторий не находили признаков существования у Динкинеша компаньона.

На этом изображении показан восход спутника, когда он появляется из-за астероида Динкинеш. Это самое подробное изображения двойного астероида, оно было получено с помощью камеры L'LORRI зонда «Люси». Снимок был сделан 1 ноября 2023 в 19:55 по московскому времени во время максимального сближения на расстояние 430 км, спутник находится позади Динкинеша. Изображение было увеличено и обработано для повышения контрастности. Credit: NASA/Goddard/SwRI/Johns Hopkins APL/NOAO.

Динкинеш — астероид главного пояса, причём самый маленький из исследованных в этом регионе вблизи зондами. Ранее считалось, что его размеры составляют 960 х 670 м, а его период вращения вокруг своей оси — 52,6 часа. Однако на эти данные мог повлиять и спутник, но теперь проблем с определением этих показателей нет. Аппарат «Люси» определил, что основное тело обладает диаметром около 790 метров, а меньшее — около 220 метров. При этом основное тело похоже по форме на астероиды Рюгу и Бенну — ранее считалось, что это не так. Динкинеш относится к силикатному (каменному) спектральному классу S, это данные с наземных обсерваторий и навряд ли тут нас будет ждать сюрприз. Данные по спектральному анализу от «Люси» пока только передаются на Землю и ещё не обработаны специалистами.

Анимация, составленная из снимков камеры T2CAM зонда «Люси» 1 ноября 2023 года, сделанных с интервалом 13 секунд. Видимое движение двух тел связано с движением космического аппарат, пролетавшего мимо со скоростью 4,5 км/с относительно двойного астероида. У снимков были повышены резкость и контрастность. Credit: NASA/Goddard/SwRI/ASU.

Пролёт «Люси» проходил в полностью автономном режиме, специалисты заранее передали циклограмму для аппарата, а бортовой компьютер её в точности выполнил. Через несколько часов «Люси», как и планировалось, вышла на связь с Землёй. На полную передачу полученных данных уйдёт около недели, поэтому новые данные о Динкинеше будут появляться постепенно, по мере передачи и обработки данных, а также появления научных публикаций.

[Дополнено 08.11.2023 в 23:55]

Спустя несколько дней «Люси» передала на Землю снимок, сделанный с расстояния 1630 км через 6 минут после максимального сближения с астероидом. Выяснилось, что Динкинеш оказался ещё более интригующим: его открытый спутник оказался контактной системой из двух почти идентичных слипшихся тел. Это первый случай, когда контактную двойную систему обнаруживают на орбите вокруг другого астероида.

Credit: NASA/Goddard/SwRI/Johns Hopkins APL/NOAO.

———

Динкинеш был открыт 4 ноября 1999 года Лабораторией поиска околоземных астероидов имени Линкольна в Сокорро, штат Нью-Мексико, США. Был выбран целью для «Люси» уже после запуска аппарата 16 октября 2021 года в результате поиска специалистами дополнительных целей для миссии — она могла достигнуть астероида без существенных изменений орбиты и затрат топлива. Своё название астероид получил в феврале 2023 года, на амхарском языке (государственный язык Эфиопии) слово Динкениш означает «ты чудесная/удивительная». Что ж, название оказалось говорящим! Для него использовано имя, которое в Эфиопии было дано ископаемому скелету женской особи австралопитека афарского возрастом 3,2 млн. лет, обнаруженному в 1974 году и получившему имя «Люси».

Основная цель «Люси» — изучение троянских астероидов Юпитера. Всего аппарат изучит за 12 лет более 9 небесных тел: астероиды и их спутники. Подробнее о миссии вы можете почитать в нашей статье, посвящённой «Люси», там же есть и видео её пуска.

В небольшом лирическом заключении отметим, что этим, наверное, и чудесны миссии к планетам, астероидам и кометам. Смотря в телескоп мы видим обычную точку, можем рассчитать её орбиту, измерить альбедо, спектральные характеристики и пр. В близи же вы видим хоть и небольшой, но мир! Каждый уголок имеет что-то своё, что-то неповторимое. Каждое рядовое, на первый взгляд, явление - неповторимо. Чем ближе мы её рассматриваем, тем более понятно, что оно интереснее и сложнее!