Суббота, 27.04.2024, 15:21

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2023 » Сентябрь » 24 » NASA успешно доставило на Землю образцы грунта самого опасного астероида из известных
24.09.2023 22:17

Посадочная капсула с грунтом астероида (101955) Бенну приземлилась в американском штате Юта. Образцы были собраны и доставлены к Земле космическим аппаратом NASA OSIRIS-REx, их изучение поможет лучше узнать прошлое Солнечной системы и Земли, лучше понять природу малых небесных тел. Также (101955) Бенну считается самым опасным для нашей планеты известным астероидом по критерию вероятность падения/размер, и хотя шанс его столкновения с Землёй мал, а если это и произойдёт, то только в следующем веке, он всё же ненулевой.

Как это было и какова дальнейшая судьба OSIRIS-REx?

Ранее лишь Япония возвращала образцы грунта астероидов, причём дважды: с (25143) Итокава (миссия «Хаябуса») и (162173) Рюгу (миссия «Хаябуса-2»).

Приземлившаяся капсула. Кадр с трансляции NASA.

Капсула с образцами грунта коснулась поверхности Земли 24 сентября 2023 года в 17:52 по московскому времени на территории Тестового и тренировочного полигона Министерства обороны США в штате Юта. Она может содержать от 60 до 2000 грамм грунта (его часть была потеряна из сборника TAGSAM перед упаковкой в капсулу).

Полнофункциональный макет капсулы во время подготовки наземных служб 30 августа 2023 года. Credits: NASA.

Сейчас специалисты проводят первичный осмотр капсулы с целью обнаружения повреждений. После она будет вскрыта в специальных условиях, чтоб предотвратить загрязнение образцов.

(101955) Бенну (или 1999 RQ36) — небольшой околоземный астероид из группы Аполлонов, который был открыт в рамках проекта по поиску астероидов LINEAR в обсерватории Сокорро (Нью-Мексико, США) 11 сентября 1999, 25 апреля 2013 года был назван в честь древнеегипетского божества — птицы Бенну, символа воскресения Осириса. (101955) Бенну — представить довольно редкого спектрального класса B. К нему относятся углеродные астероиды, обладающие большим альбедо (отражательной способностью), чем у астероидов класса С, и слегка голубоватым спектром.

Анимация вращения астероида (101955) Бенну, составленная из снимков OSIRIS-REx. Credits: NASA.

Аппарат OSIRIS-REx был запущен 8 сентября 2016 года, вышел на орбиту астероида (101955) Бенну 31 декабря 2018 года, собрал образцы 20 октября 2020 года, 10 мая 2021 года начал возврат к Земле. Во время нахождения на орбите астероида OSIRIS-REx также проводил различные исследования с помощью своих научных инструментов: набора камер OCAMS и лидара сбора топографических данных OLA, спектрометра видимого и инфракрасного диапазона OVIRS, термоэмиссионного спектрометра OTES и спектрометра рентгеновской визуализации REXIS. Посадочная капсула отделилась от аппарата 24 сентября 2023 года в 14:42 по московскому времени, когда OSIRIS-REx был на расстоянии 102 тыс. км от Земли.

OSIRIS-REx проводит забор образцов грунта астероида, иллюстрация. Credits: NASA.

Анимация сбора устройством TAGSAM образцов грунта, составленная из снимков OSIRIS-REx. Credits: NASA

Так как OSIRIS-REx ещё функционирует и у него ещё остались запасы топлива, в NASA решили начать его расширенную миссию. Аппарат переименуют в OSIRIS-APEX («APophis EXplorer», русс. «Исследователь Апофиса»), а его новой целью станет астероид (99942) Апофис. Ранее он считался крайне опасным для Земли, но наблюдения за его орбитой исключили шанс столкновения с этим небесным телом в будущем. OSIRIS-APEX выйдет на гелиоцентрическую орбиту вокруг Солнца, на которой будет находиться до 2029 года, когда (99942) Апофис 8 апреля сблизится с Землёй. 21 апреля этого же года с астероидом сблизится и космический аппарат, после чего выйдет на его орбиту. OSIRIS-APEX попробует повторить манёвр с касанием поверхности астероида, но уже без сбора образцов, что позволит обнажить и исследовать подповерхностные слои.

Поздравляем весь мир с этим важным для науки событием! Отдельная благодарность всем тем людям, без которых оно было бы невозможным, всем кто работал (и ещё будет работать в рамках расширенной миссии) над OSIRIS-REx!

Author: Колпаксиди Александр Павлович (канал «Земля и Вселенная»), специально для «Пульсара».