Пятница, 26.04.2024, 23:38

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2020 » Июнь » 23 » Аппарат TGO обнаружил зеленое свечение над Марсом
23.06.2020 05:07

Аппарат TGO обнаружил зеленое свечение над Марсом

Космический зонд TGO зафиксировал на Марсе явление, которое ранее можно было наблюдать только на Земле.

Художественное изображение изумрудно-зеленого свечения на Марсе. © ESA

Когда астронавты смотрят на нашу планету с Международной космической станции (МКС), они иногда видят характерное зеленое свечение. Следует подчеркнуть, что это явление, которое называется «воздушным свечением» или «светом ночного неба», происходит на Земле независимо от полярного сияния на северном и южном небе, поскольку таковое происходит, когда заряженные частицы ускоряются Солнцем вдоль силовых линий магнитного поля Земли, и они начинают взаимодействовать с атомами газа в атмосфере Земли. Зеленое же свечение, с другой стороны, генерируется на высоте около 90 километров атомами кислорода, которые излучают определенную длину волны солнечного света. И вот теперь астрономы впервые заметили такое же зеленое свечение в атмосфере Марса - причем во всех отсканированных слоях от 20 до 400 километров, где самое сильное регистрируется на высоте от 80 до 120 километров.

Открытие было сделано с помощью космического зонда Trace Gas Orbiter (TGO), который был разработан в рамках программы ExoMars российским космическим агентством Роскосмос в сотрудничестве с Европейским космическим агентством (ESA) и эксплуатируется совместно участниками проекта с 2016 года. Как пишут в журнале Nature ученые во главе с Жаном-Клодом Жераром из Университета Льежа в Бельгии, предыдущие наблюдения не могли видеть это зеленое свечение на Марсе, пока специальные приборы, такие как 3-канальный спектрометр NOMAD (Nadir and Occultation for Mars Discovery) на борту TGO, не были направлены на кромку Марса. И только тогда явление стало очевидным. И на Земле лучший способ увидеть зеленый свет на кромке нашей планеты - это оказаться на борту Международной космической станции, то есть поработать космонавтом.

Справедливости ради, нельзя не сказать, что уже на протяжении десятилетий ученые предполагали, что на Марсе тоже может присутствовать такой свет ночного неба, но только сейчас это доказано на практике.