Пятница, 26.04.2024, 02:50

Какая планета лишняя?
Главная » 2014 » Сентябрь » 12 » Телескоп Gaia открыл свою первую сверхновую
12.09.2014 16:25

Телескоп Gaia открыл свою первую сверхновую

Европейский космический телескоп "Гайя" (Gaia) обнаружил свою первую сверхновую звезду. Об этом сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Система будущей сверхновой типа Ia в представлении художника. Иллюстрация: M. Fraser/S. Hodgkin/L. Wyrzykowski/H. Campbell/N. Blagorodnova/Z. Kostrzewa-Rutkowska/Liverpool Telescope/SDSS

"Это мощное событие, которое получило название Gaia14aaa, состоялось в далекой галактике под названием SDSS J132102.26+453223.8, расположенной на расстоянии около 500 миллионов световых лет от нас, и было выявлено в результате внезапного повышения яркости галактики между двумя наблюдениями Gaia, проведенных с периодом в 1 месяц", - говорится в сообщении агентства.

Из сообщения следует, что зарегистрированная сверхновая относится к типу Ia. Такие сверхновые образуются в системе двух звезд, вращающихся друг относительно друга. В одном из сценариев одна из звезд является белым карликом, маленькой, но очень плотной звездой, которая ворует материю у своего компаньона, и в итоге, перенасытившись материалом, переходит предел Чандрасекара – массу в 1,4 раза превышающею массу Солнца. Затем происходит термоядерный взрыв белого карлика. Еще одной причиной появления этих типов сверхновых может быть полное слияние двух белых карликов. Когда они сливаются, материал звезд перемешивается, что ведет к нагреву углерода и кислорода и в конечном итоге происходит вспышка.

Напомним, что Gaia был выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя "Союз-СТ Б" 19 декабря 2013 года. В начале января телескоп успешно достиг точки Лагранжа L2.

Космический телескоп Gaia создавался специалистами компании "Astrium" с использованием самых передовых технологий, которые существуют на сегодняшний день в космической сфере. С помощью телескопа астрономы планируют составить подробную трехмерную карту около миллиарда звезд нашей Галактики, с указанием координат, направления их движения и цвета. Также, с помощью полученной информации, ученые изучат процессы формирования и развития нашей галактики.

Основным инструментом телескопа "Gaia" является самый большой цифровой сенсор из когда-либо созданных для миссий в космосе. Он состоит из 106 отдельных CCD-матриц размером 4,7 x 6 сантиметров каждая. Таким образом, общее разрешение системы составит около миллиарда пикселей. Согласно плану проекта за 5 лет основной работы космический телескоп проведет наблюдения каждой звезды в среднем 70 раз. По прогнозам специалистов объем полученной информации превысит 1 миллион гигабайт.