Четверг, 28.03.2024, 23:52

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2014 » Октябрь » 24 » Сближение кометы C/2013 A1 (Siding Spring) с Марсом глазами космического телескопа "Хаббл"
24.10.2014 01:26

В прошедшее воскресенье, 19 октября, мы стали свидетелями одного из самых интересных астрономических события в этом году: комета C/2013 A1 (Siding Spring) прошла на расстоянии около 139 тысяч километров от Марса.

Многие наблюдали это событие вживую с помощью телескопов. У кого не было такой возможности, могли следить за сближением в ходе просмотра онлайн-трансляции. В результате было опубликовано множество снимков "космического свидания". Первыми, кто поделился фотографиями, были астрономы-любители. Затем, мы получили снимок кометы с поверхности Марса от марсохода Opportunity. Позже представители американского космического агентства опубликовали фотографию "небесной странницы" от марсианского орбитального аппарата MRO.

Сегодня, редакция сайта Pulsar - Новости астрономии и космонавтики, представляет вашему вниманию изображение сближения кометы C/2013 A1 (Siding Spring) с Марсом, составленное на основе снимков, полученных широкоугольной камерой Wide Field Camera 3, установленной на борту космического телескопа "Хаббл".

Почему же нам представлено композитное изображение, а не отдельный снимок "небесной странницы"? Представители агентства NASA поясняют, что цель данной иллюстрации состоит не в том, чтобы просто показать фотографию кометы, а в том, чтобы проиллюстрировать угловое расстояние между кометой и Марсом в момент их наибольшего сближения. В частности, угловое расстояние между объектами составляло около 1,5 угловых минут. Для сравнения, это в 20 раз меньше, чем угловой диаметр Луны.

Кроме того, авторы хотели, чтобы на изображении можно было увидеть поверхность Марса и, при этом, наблюдать кому и хвост кометы. В случае одиночной экспозиции такого результата добиться не получится, т. к. Марс ярче кометы примерно в 10 тысяч раз. И если делать кадр с длительной экспозицией, то планета будет выглядеть как яркая звезда (подобные снимки опубликовали все любители астрономии).

Напомним, что комета C/2013 A1 была открыта в начале 2013 года австралийским астрономом Робертом Макнотом на снимках обсерватории Сайдинг-Спрингс. Комета движется по ретроградной орбите (движение кометы осуществляется в противоположном направлении по отношению к другому объекту). Благодаря снимкам аппарата MRO астрономы смогли вычислить точные размеры ядра кометы. Ранее это значение было примерным: по различным оценкам астрономов диаметр кометы не превышал 50 километров. Так, было установлено, что диаметр её ядра не превышает 500 метров.

Сейчас "небесная странница" движется к Солнцу. Уже завтра, 25 октября, она пройдет точку перигелия (ближайшее расстояние к Солнцу) на расстоянии около 1,4 а. е. от Солнца. Затем она будет удаляться в глубины Солнечной системы. По расчетам астрономов, комета вернется приблизительно через 1 миллион лет.