Суббота, 20.04.2024, 09:52

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2014 » Октябрь » 20 » Космические аппараты на орбите и поверхности Марса успешно пережили сближение с кометой C/2013 A1 (Siding Spring)
20.10.2014 16:28

Вчера вечером, 19 октября, комета C/2013 A1 (Siding Spring) прошла на расстоянии 139,5 тысяч километров от Марса, на поверхности и орбите которого находятся функционирующие космические аппараты американского космического агентства NASA, а также орбитальные зонды Европейского космического агентства (ESA) и Индийского космических агентства (ISRO).

Комета C/2013 (Siding Spring), приближающаяся к Марсу. Фотография получена 19 октября 2014 года. Оригинал снимка доступен по этой ссылке. Фото: Rolando Ligustri

Встреча с "небесной странницей" угрожала безопасности орбитальных аппаратов. Но инженеры скорректировали их орбиты таким образом, что во время приближения кометы, они находились над другим полушарием планеты. Несмотря на это, оставалась угроза попадания кометной пыли в спутники. В NASA отмечали, что "время наибольшего риска для орбитальных космических аппаратов начнется спустя 90 минут после максимального сближения ядра кометы и продлится в течение 20 минут, когда Марс будет ближе всего к центру расширяющегося следа кометной пыли".

Трудно сказать, какие чувства переживали члены групп, работающих с орбитальными аппаратами, когда настало "время наибольшего риска". Тогда нельзя было сказать, что происходит с тем или иным зондом на данный момент. К счастью, все космические аппараты пережили сближение с кометой. И об этом свидетельствуют сообщения представителей агентств на страницах в социальной сети "Twitter", а также на страницах официальных сайтов агентств.

Сообщение представителей Индийского космического агентства. Аппарат "Мангальян" на своей орбите в целости и сохранности.
Сообщение представителей NASA. Все орбитальные аппараты (MRO, MAVEN и Mars Odyssey) также пережили сближение кометы.
Сообщение представителей ESA. Инженеры подтвердили, что с аппаратом "Марс-Экспресс" все в порядке.

И так, за сближением кометы с Марсом следили многие жители нашей планете. Любители астрономии, живущие в южном полушарии и южных регионах северного полушария могли наблюдать за объектами с помощью своих телескопов. Профессиональные астрономы и ученые воспользовались мощью марсианских аппаратов и космических обсерваторий. Также, была организована онлайн-трансляция данного события.

Комета C/2013 A1 на марсианском небе. Снимок получен панорамной камерой марсохода Opportunity. Фото: NASA

На данный момент специалисты обрабатывают информацию, собранную космическими аппаратами о комете. Пока что, представляем вашему вниманию фотографию кометы C/2013 A1 (Siding Spring), полученную с поверхности Марса марсоходом Opportunity. Фотографии от других аппаратов будут опубликованы позже.

Ниже представлены снимки прошедшего астрономического события, полученные любителями астрономии.

Комета C/2013 (Siding Spring), приближающаяся к Марсу. Фотография получена сегодня, 19 октября 2014 года. Фото: M. P. Mobberley

Анимация движения кометы C/2013 (Siding Spring) и Марса. Хорошо видно, как объекты сближаются друг с другом. Анимация составлена из нескольких снимков, полученных пользователем российского астрономического форума Astronomy.ru

Фото: Damian Peach

Фото: Steve Lee

Фото: Raffaele Esposito

Комета C/2013 A1 после сближения с Марсом. Фото: Rick B

Напомним, что C/2013 A1 была открыта в начале 2013 года австралийским астрономом Робертом Макнотом на снимках обсерватории Сайдинг-Спрингс. По результатам исследований было установлено, что размер ядра C/2013 A1 составляет около 50 километров. Комета движется по ретроградной орбите (движение кометы осуществляется в противоположном направлении по отношению к другому объекту).

Ранее, астрономы делали предположения, что комета может врезаться в поверхность Марса. По расчетам специалистов, "небесная странница" врезалась бы со скоростью 56 км/с. При этом энергия взрыва достигла бы 20 млрд. мегатонн. В итоге, комета могла оставить после себя кратер диаметром 500 километров. Тем не менее, этого не произошло: комета миновала Марс, не повредив ни одного космического аппарата.

Сейчас "небесная странница" движется к Солнцу: 25 октября она пройдет точку перигелия (ближайшее расстояние к Солнцу) на расстоянии около 1,4 а. е. от Солнца. Затем она будет удаляться в глубины Солнечной системы. По расчетам астрономов, комета вернется приблизительно через 1 миллион лет.