Четверг, 28.03.2024, 14:45

Наше Солнце это?
Главная » 2017 » Ноябрь » 11 » «Он действительно никогда больше не вернётся». Новые данные о первом открытом межзвёздном небесном теле
11.11.2017 12:22

«Он действительно никогда больше не вернётся». Новые данные о первом открытом межзвёздном небесном теле, полученные после новых наблюдений.

Совсем недавно был открыт, на первый взгляд, ничем не примечательный астероид (первоначально многие СМИ, как и наш сайт «Пульсар», сообщили об открытии кометного тела, а в некоторых публикациях ещё фигурировало название C/2017 U1, но это оказалось неверным), получивший название A/2017 U1. Однако первые измерения его орбиты оказались сенсационными: эксцентриситет у этого небесного тела значительно больше единицы, что означает его межзвёздное происхождение.

Траектория движения 1I/Оумуамуа.

Название

Сейчас объект получил своё новое обозначение. Теперь во всех каталогах его новое имя — 1I/Оумуамуа. Оно было выбрано командой Pan-STARRS, которая и обнаружила астероид. В переводе с гавайского языка (ведь именно на Гавайях расположена обсерватория, открывшая это небесное тело) оно означает «гость» или «посланник» из прошлого (’ou означает «дотягиваться до чего-то», а двойное mua с выделением последнего — означает «первый», «передовой»). В качестве первого известного объекта такого класса Оумуамуа предоставила уникальный случай для Международного астрономического союза, присваивающий официальные названия для космических тел. Было введён специальный индекс для межзвёздных объектов — «I» (сокращение от англ. interstellar, «межзвёздный»), и Оумуамуа присвоено обозначение «1I».

«Что ты такое?»

У этого небесного тела не наблюдается какая-либо кометная активность, что автоматически переводит его в разряд астероидов. Возможно, 1I/Оумуамуа является выродившейся кометой. В таком случае у неё ледяное ядро спрятано под коркой из камней и пыли, которая защищает лёд от сублимации. Косвенно об этом говорит ещё одно интересное открытие, сделанное на 4,2 метровом Телескопе Уильяма Гершеля (WHT): у1I/Оумуамуа красный цвет поверхности, похожий на тот, который наблюдается у объектов пояса Койпера в Солнечной системе, но объекты этого региона нашей Солнечной системы состоят преимущественно из льдов. Если же предположить, что объект состоит из камня с альбедо 10% (такое альбедо характерно для каменистых тел), он был бы примерно 160 метров в диаметре, однако более точно измерить размер небесного тела очень трудно.

Период вращения, возможно, равен 3 часам, либо он больше. Определить этот показатель более точно, как и размеры, практически невозможно при современном уровне технического развития.

Откуда 1I/Оумуамуа к нам прилетел и куда улетит?

Точно определить родную звезду 1I/Оумуамуа, как и время пребывания этого объекта в межзвёздном пространстве, невозможно. Невозможно определить и количество других звёзд, рядом с которыми пролетел наш гость. Есть даже вероятность, что 1I/Оумуамуа древнее Солнца.

Солнечную систему 1I/Оумуамуа, судя по всему, покинет в созвездии Пегаса. А прилетел он к нам из созвездия Лиры. Это очень близко к апексу Солнца. Это наиболее вероятная область для «прилётов» объектов извне Солнечной системы.

Созвездие Лиры.

Созвездие Пегас.

1I/Оумуамуа продолжит своё движение вокруг центра нашей галактики. Трудно сказать, через сколько лет астероид сблизится с какой-нибудь другой звездой. В будущем, может быть, 1I/Оумуамуа станет частью другой планетной системы, (как комета 96P/Макхольца стала нашей когда-то), будет поглощён другой звездой или столкнется с крупным небесным телом, либо, уже в очень далёком будущем, будет поглощен чёрной дырой в центре нашей галактики.

Скорость движения* 1I/Оумуамуа в Солнечной системе непостоянна во времени из-за притяжения Солнца. Во время перигелия скорость 1I/Оумуамуа приближалась к 88 км/с, сейчас она сильно упала, и на расстоянии 1 а.е составляла 49,6 км/с.

К 2019 году, когда 1I/Оумуамуа будет на расстоянии 10 а.е. от Солнца, скорость его движения составит 29,4 км/с.

Скорость движения 1I/Оумуамуа относительно Солнца*
100 а.е. [отдаление] 2034 26,54
1000 а.е. [отдаление] 2197 26,25
2300 а.е. [отдаление] 2432 26,22

По данным  Bill Gray of Project Pluto 1 а.е. = 149,6 млн. км

* - Относительно Солнца. Относительно центра нашей галактики ≈217±х км/с, где х - скорость относительно Солнца.

Можно ли отправить на 1I/Оумуамуа послание или зонд?

Без сомнений, исследование 1I/Оумуамуа было бы очень интересным и важным для науки. Но отправка зонда невозможна. Прежде чем этот зонд будет сконструирован, построен, протестирован и запущен, пройдет очень много времени. 1I/Оумуамуа уже успеет отдалиться от Земли на внушительное расстояние, которое каждую секунду будет расти на десятки километров. Мы попросту не успеем догнать его, учитывая уже имеющееся расстояние между ним и Землёй. У идеи отправки на 1I/Оумуамуа послания для других цивилизаций имеется точно такая же проблема.

Ещё одним препятствием является крайняя тусклость объекта и его маленькие размеры. Зачастую, когда некая автоматическая межпланетная станция (АМС) подлетает к небесному телу, то она начинает получать серию снимков для корректировки своей орбиты при сближении к этому небесному телу. Сейчас видимая звёздная величина 1I/Оумуамуа равняется 21, и этот объект можно увидеть только в очень большие телескопы. В дальнейшем даже они его потеряют. Проще говоря, 1I/Оумуамуа не только быстрый, но и вот-вот станет ещё «невидимым». А возможно ли угнаться за невидимкой в бездне космоса? Пока нет. При этом расчёты орбиты несильно помогут: они не слишком точны и имеют погрешности, становящиеся критичными, когда мы говорим о таком маленьком и тусклом небесном теле.

На 1I/Оумуамуа, может быть, уже установлено послание от некой другой цивилизации, которая, возможно, уже давно исчезла. Но мы, скорее всего, никогда не сможем это проверить...