Суббота, 20.04.2024, 15:07

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2021 » Февраль » 20 » Галактики-«младенцы» сбивают исследователей с толку
20.02.2021 12:30

Галактики-«младенцы» сбивают исследователей с толку

Астрономы Университета Кертина обнаружили далекие «детские» галактики, которые сверкают и переливаются. Свет, излучаемый галактиками, состоящими из газа, пыли и звезд, обычно изменяется медленно и непрерывно. Но в этот раз ученые наткнулись на популяцию галактик, яркость которой изменяется уже на протяжении года. Удивительно быстрый процесс для галактик.

«Сопла» и «лопасти» «бэби»-галактик, природа которых до сих пор окончательно неизвестна. © ESA

Учеными были проанализированы данные GaLactic и Extragalactic All Sky MWA (GLEAM). Небо в этих данных отображается на карте с использованием параметров в 20 радиочастотах и цветах. Таким образом, радиогалактики-«младенцы» на них синие - при этом на более высоких радиочастотах они ярче. С другой стороны, старые галактики в этих данных красные и становятся ярче на более низких частотах.

Из 554 идентифицированных «младенческих» радиогалактик яркость у 123 из них изменилась всего лишь год спустя.  Обычно, как пишет журнал Sciencealert, яркость такого объекта размером более светового года не может измениться менее чем за год. При этом у 51 из исследованных галактик изменилась не только яркость, но и цвет.

Тонкие сопла

Сейчас исследователи ломают голову над причиной появления таких сверкающих галактик. В основном считается, что центром большинства галактик является сверхмассивная черная дыра. Так называемый аккреционный диск вокруг черной дыры переносит материю к центру и вращается вокруг черной дыры почти со скоростью света.

Магнитные поля ускоряют заряженные частицы, высвобождаемые из диска, так что они превращаются в тонкие «сопла». Но если их излучение имеет место дальше и в направлении от черной дыры, они разворачиваются в своего рода лопастное облако.

Эти «лопасти» оптически отличаются. Согласно одной теории, некоторые сопла удерживаются вместе плотным материалом черной дыры. Вторая теория заключается в том, что меньшие доли могут указывать на молодые сопла, которые еще не полностью развернулись.

Галактика (символические изображение». © APA/AFP/ESA/B. HOLWERDA / B. HOLWERDA

3 теории

Исследователи выдвинули 3 теории о таких сверкающих галактиках. Подобно тому, как свет от звезд проходит через атмосферу Земли и искажается так, что звезды кажутся мерцающими, так и свет радиогалактик мог быть искажен газом и пылью Млечного Пути и, соответственно, восприниматься телескопом как искрящийся.

Вторая теория заключается в том, что черная дыра иногда выбрасывает в сторону Земли заряженные частицы. Они не видны в виде сопел или лопастных облаков, а скорее как так называемые блазары в виде небольших ярких пятен, которые могут изменяться за очень короткое время.

Наконец, третья теория предполагает, что когда из сверхмассивных черных дыр высвобождаются дополнительные частицы, могут образовываться сгустки, которые мигрируют вдоль сопел. По мере того, как сгусток  продвигается наружу, он перемещается из синей области в красную. Поэтому нельзя исключать, что исследователи наблюдали именно это явление.

С помощью телескопов нового поколения в будущем ученые планируют провести несколько исследований в этом направлении. А результаты этого исследования были опубликованы в астрономическом журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.