Пятница, 19.04.2024, 02:40

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2010 » Октябрь » 16 » Галактика Млечный Путь - квадратная?
16.10.2010 11:54

Галактика Млечный Путь - квадратная?

Как сидя внутри дома, мы не знаем, как он выглядит в этот момент снаружи, так же будучи заключены внутри Млечного Пути, мы не имеем целостного представления о его структуре. Большинство из нас представляет округлую спиральную галактику с изящно закрученными рукавами… - и ничего подобного, заявляет группа астрономов из Бразилии. Млечный Путь может быть и квадратным. Его рукава местами не изогнутые, а прямые, что придаёт Галактике квадратную форму. И наша Солнечная система расположена как раз на одном из наиболее выпрямленных участков внешнего рукава.

Галактика Вертушка имеет выпрямленные участки в рукавах. Возможно, как и Млечный Путь. Фото: НАСА.

Карту Млечного Пути переделывали несколько раз, начиная с первой попытки в 1950-х гг. с использованием радиотелескопов. Согласно большинству карт, материя Галактики вращается вокруг центра по кругу. Однако концепция её квадратных рукавов - не такая уж небылица: своими изогнутыми вовне под прямым углом рукавами известна галакика Вертушка, а исследование 2008 года с использованием  радиоинтерферометра Very Long Baseline Array  показало, что звёзды, вместо того, чтобы аккуратно огибать центр Млечного Пути по круговой траектории, очерчивают эллиптическую орбиту, что, разумеется, поколебало традиционные представления о форме Галактики.

Команда учёных под руководством Жака Лепина из Университета Сан-Паулу задалась целью получить карту рукавов Галактики «в анфас», поэтому они изучили спектральные характеристики облаков моносульфида углерода, широко распространённого во Млечном Пути, а не ионизированного водорода, как было принято раньше. Астрономам удалось собрать информацию о скорости движения звёзд для 870 регионов Млечного Пути, что намного превысило результаты исследований классических зон H II и позволило создать беспрецедентно подробную карту Галактики. «Один из способов узнать подробную структуру рукавов Галактики – увеличить число наблюдаемых объектов, странствующих по ним», - считают исследователи.

Распределение источников моносульфида углерода и мазеров в плоскости Галактики (оранжевым обозначены цефеиды, зелёным – молодые открытые кластеры, жёлтой точкой - Солнце). Фото: Levine.

Кроме того, исследователи не только нашли доказательства существования выпрямленных участков в рукавах Галактики, но и обнаружили дополнительный третий рукав. Напомним, что по результатам работы телескопа Spitzer в 2008 году количество рукавов было уменьшено до двух, однако в других исследованиях, в том числе самого Левина, говорилось о трёх рукавах. Новооткрытый рукав протянулся на 30 000 световых лет от галактического ядра на долготе между 80 и 140 градусами. Кстати, он является закругленным, «с сильным внутренним изгибом».

«По сути, наши результаты подтверждают основные аспекты спиральной структуры, открытые ранее при изучении областей H II, - считает Левин. – Например, если мы движемся по горизонтали вдоль фигуры, направо или налево от галактического центра, мы обнаружим, грубо говоря, три спиральных рукава с каждой стороны, как и предыдущие исследователи. Имеются отклонения от строгих логарифмических спиралей: почти прямые сегменты рукавов».

Составление карты Млечного Пути – задача не из лёгких, потому что мы можем посмотреть на него только с ребра. К тому же газ и пыль замутняют обзор в видимом свете, так что приходится прибегать к другим спектрам, чтобы хотя бы попытаться представить, как выглядит наша Галактика со стороны.