Четверг, 28.03.2024, 14:32

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2020 » Февраль » 14 » Далекий радиоисточник каждые 16 дней отправляет сигнал в сторону Земли
14.02.2020 10:24

Далекий радиоисточник каждые 16 дней отправляет сигнал в сторону Земли

Так называемые быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts или FRB) до сих пор остаются загадкой для астрономов. В качестве объяснения чрезвычайно мощных и недолговечных радиовспышек астрофизики предполагают не только совершенно неизвестные астрофизические природные явления, но также и возможность того, что это могло бы быть результатом развитых технологических процессов или даже специально передаваемых цивилизованных сигналов. После того как ранее были обнаружены повторяющиеся FRB, астрономы впервые обнаружили удаленный источник этих сигналов, который регулярно посылает радиовспышки к Земле - каждые 16 дней.

Художественное представление различных радиовспышек над системой канадского телескопа CHIMЕ. © GreWi (с фото CHIME Collaboration)

Как сообщает команда проекта «Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment Fast Radio Burst Project» на ресурсе ArXiv.org, источник радиовсплесков, испускаемых каждые 16 дней с обозначением «FRB 180916.J0158 + 65», располагается на расстоянии около 500 миллионов световых лет от Земля.

Это стало первым случаем, когда периодически повторяющийся шаблон удалось идентифицировать в так называемых ретрансляторах, то есть повторяющихся FRB из одного и того же источника. При этом до сих пор регистрировавшиеся повторы, похоже, не следовали какой-либо схеме.

Основываясь на своих наблюдениях в период с сентября 2018 года по октябрь 2019 года с помощью радиотелескопа CHIME в Британской Колумбии, астрономы вышли на правильный след во время исследований источника FRB "FRB 180916.J0158 + 65".

Во время этой приблизительно 400-дневной фазы наблюдения повторяющиеся радиосигналы проявлялись в течение четырех дней каждый раз, а затем снова замолкали на 12 дней. Хотя некоторые из этих циклов не вызывали видимых вспышек, все они были приведены в соответствие с наблюдаемым 16-дневным циклом.

«Обнаружение 16,35-дневной периодичности из повторяющегося источника FRB является важным индикатором возможного характера объектов, посылающих эти сигналы», - говорят авторы.

По существу, постоянная периодичность сигналов указывает на источник радиосигналов, который обладает циркулирующими свойствами. Таким образом, кажется, что объект вращается вокруг другого, проходя свою орбиту за 16 дней. При этой схеме сигналы, направленные на Землю, всегда будут излучаться, если источник не будет закрыт объектом, вокруг которого он вращается.

Независимо от дискуссий о возможных искусственных источниках, статья астрономов CHIME рассматривает только астрофизические объяснения. Например, источник радиовспышки может кружить вокруг компактного объекта, такого как черная дыра. В этом случае он может отправлять сигналы на Землю только в определенных точках своей орбиты. Другая команда Университета Пердью тоже сообщает на ArXiv.org о данных CHIME, однако они считают, что это также может быть двойная система, то есть система из двух тел, состоящая из огромной звезды и нейтронной звезды, то есть чрезвычайно плотного звездного ядра. При такой схеме нейтронная звезда испускает радиовспышки, но эти сигналы будут периодически скрываться непрозрачными солнечными ветрами от звезды-компаньона.

В третьем сценарии ученые рассуждают о том, что ритм FRB вызван другим типом объекта, который и является прямым источником импульсов.

В интервью изданию New Scientist астроном Леон Оострум из Голландского института радиоастрономии, который не участвовал в опубликованных исследованиях, размышляет над вопросом о возможном интеллектуальном источнике сигналов: «Если бы это был передатчик внеземной цивилизации, можно было бы предположить, что он стал бы передавать сигналы с частотой большей, чем каждые 16 дней. (...) Представьте себе, сколько времени понадобится для передачи (сложного) сообщения, если можно будет отправлять сигнал лишь раз в 16 дней». Однако это соображение не учитывает, что - если только не пофантазировать о технологическом источнике сигналов - мы, конечно, ничего не знаем о целях, смысле и намерениях авторов сигналов, поэтому любые соображения в этом направлении носят чисто умозрительный характер. Впрочем, теперь и земные астрономы SETI уже подумывают о концепции отправки простых сигнальных единиц вместо сложных сообщений в космос, чтобы, как минимум, заявить о нашем существовании.