Пятница, 19.04.2024, 04:38

Сколько Вам лет?
Главная » 2018 » Май » 25 » Газовая линза для нейтронной звезды
25.05.2018 14:45

Газовая линза для нейтронной звезды

На новом и уникальном радиоастрономическом снимке зафиксирован пульсар в тот момент, когда он пожирает своего звездного спутника. Так сложились обстоятельства как самого космического происшествия, так и его съемки...

Пульсар «черная вдова», пожирающий коричневого карлика в представлении художника. © Dr. Mark A. Garlick; Dunlap Institute for Astronomy & Astrophysics, University of Toronto

Астрономы тоже предпочитают подавать свои истории под сенсационными заголовками. И действительно, насколько лучше для заголовка подходит «черная вдова», чем «B1957+20»! А ведь именно такое неброское и незапоминающееся официальное название имеет вращающийся со скоростью 6 тысяч оборотов в секунду и находящийся примерно в шести с половиной тысячах световых лет от Земли звездный труп. При этом пульсар обращается в бинарной системе примерно за десять часов вокруг коричневого карлика, бомбардируя при этом своего звездного партнера чудовищными выбросами излучений, высвобождая при этом облака пыли и ионизированной плазмы.

Драматическая картина и уникальная возможность для радиоастрономов, считает Роберт Мейн, руководитель исследовательской группы университета Торонто в Канаде. Именно эта группа с помощью 305-метрового радиотелескопа в обсерватории Аресибо, что в Пуэрто-Рико, обратили внимание на эту систему из двух звезд. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Nature. Снимок с невероятно высоким разрешением далекой нейтронной звезды в диапазоне радиоволн, ставший возможным в результате редкого стечения обстоятельств и условий на месте у объекта.

А использовали астрономы в этой ситуации увеличивающий эффект, возникающий благодаря выделяемому коричневым карликом и тянущемуся за ним газовому шлейфу. Этот шлейф протянулся, если смотреть с Земли, перед нейтронной звездой, связывая таким образом исходящее от пульсара радиоизлучение и значительно усиливая радиосигнал. Благодаря этому, некоторые радиочастоты краткосрочно усилились до восьмидесяти раз, что значительно увеличило разрешение, несмотря на огромное расстояние. Таким образом астрономам удалось распознать отдельные источники излучения на пульсаре, удаленные друг от друга всего примерно на 20 километров.

Возможно, надеются астрономы, их измерения смогут помочь понять считающиеся до сих пор почти мистическими так называемые быстрые радиовсплески или Fast Radio Bursts (FRB). Пока что лишь однажды – в случае с FRB 121102 – такой всплеск доказательно и повторно наблюдался на одном объекте, показав при это одинаковые продолжительность импульса и спектр, как это произошло теперь и на наблюдаемой «черной вдове». И теперь команда Мейна надеется, что подобные эффекты газовых линз помогут зафиксировать и другие очень яркие, но вспыхивающие в чудовищно удаленных от нас галактиках радиовсплески.