Суббота, 20.04.2024, 06:47

Наше Солнце это?
Главная » 2019 » Сентябрь » 17 » Что на настоящий момент известно о межзвездном объекте C/2019 Q4 (Борисова)
17.09.2019 13:39

Что на настоящий момент известно о межзвездном объекте C/2019 Q4 (Борисова)

В течение уже нескольких дней этот объект, пролетающий сквозь нашу Солнечную систему, будоражит не только астрономическое сообществ. И причина такого внимания к нему в том, что он, очевидно, происходит из-за пределов Солнечной системы. С высокой долей вероятности можно утверждать, что это второй межзвездный объект, который, подобно Оумуамуа, был обнаружен в Солнечной системе и признан как таковой. Однако уже сейчас уже видны его явные различия с Оумуамуа. Но именно это делает ситуацию еще более интересной. Попробуем вкратце скомпилировать, что же нам известно об объекте C/2019 Q4 (Борисова) на данный момент...

Художественное изображение испускающей газ межзвездной кометы в Солнечной системе ©
NASA/ESA/STScI

Хотя его межзвездное происхождение еще не подтверждено официально, все имеющиеся данные наблюдений свидетельствуют о том, что C/2019 Q4 (Борисова) не является продуктом нашей собственной Солнечной системы.

Впервые он был обнаружен 30 августа 2019 года Геннадием Борисовым в крымской обсерватории МАРГО. После того, как этот объект был зарегистрирован Центром изучения околоземных объектов NASA (CNEOS) под временным обозначением «gb00234», он был определен «Центром малых планет» (MPC) Международного астрономического союза (МАС) как «комета» и был официально переименован по имени своего первооткрывателя C/2019 Q4 (Борисова).

Первое удачное двухцветное спектральное изображение C/2019 Q4 (Борисова), снятое
обсерваторией «Джемини». © Gemini Observatory/NSF/AURA

Если его межзвездное происхождение будет подтверждено, это будет уже второй объект, не происходящий из нашей собственной Солнечной системы, но находящийся в ее пределах, который был обнаружен и признан как таковой. Ранее, в октябре 2017 года, был обнаружен объект Оумуамуа, о происхождении и природе которого астрономы до сих пор не пришли к единому мнению.

И действительно, если рассматривать C/2019 Q4, он ведет себя иначе, чем Оумуамуа, по крайней мере, это относится к природе объекта, поскольку он уже демонстрирует все признаки кометы.

Анимация рассчитанной траектории C/2019 Q4 в нашей Солнечной системе. Источник: NASA/JPL-
Caltech

Гарвардский астрофизик, профессор Ави Лёб, который неоднократно высказывался о том, что Оумуамуа может быть не просто межзвездной кометой или астероидом, а даже фрагментом внеземного космического корабля (что в широких кругах научного сообщество спровоцировало гневное возмущение), не видит никаких оснований предполагать подобное в отношении C/2019 Q4.

Он объясняет:

«По своим размерам примерно в 10 километров этот объект кажется намного большим, чем Оумуамуа. Кроме того, он демонстрирует довольно четкую кометоподобную газоотдачу, и это уже на расстоянии в десять раз дальше от Солнца.

Тот факт, что Оумуамуа не показывал такого выделения газа, хотя подвергался воздействию, в 100 раз превышающему влияние Солнца по сравнению с тем, какому в настоящее время подвергается C/2019 Q4, лишь делает Оумуамуа еще более загадочным.

По сравнению с другими кометами Солнечной системы этот объект (C/2019 Q4) также не выглядит особо странным - это тоже отличает его от Оумуамуа. Тем не менее, изучить новый объект можно будет гораздо более внимательно, потому что он намного ярче и его можно наблюдать дольше - причем не в последнюю очередь и по причине многих вопросов, оставшихся без ответа в отношении Оумуамуа».

В настоящее время C/2019 Q4 движется к Солнцу и, следовательно, к внутренней Солнечной системе. Но здесь, предположительно, он не приблизится к Земле и Солнцу ближе, чем на 300 миллионов километров, то есть не зайдет дальше, чем за орбиту Марса.

В настоящее время комета-пришелец находится на расстоянии 420 миллионов километров от Солнца. 26 октября она пересечет орбитальную плоскость Солнечной системы, так называемую плоскость эклиптики, сверху под углом около 40 градусов, а своей ближайшей точки к Солнцу, так называемого перигелия, она достигнет 8 декабря 2019 года.

По сравнению с другими объектами, вращающимися вокруг Солнца, текущая скорость новооткрытой кометы сравнительно высока - 150 000 километров в час. Как заявляют в NASA, это обстоятельство говорит не только о межзвездном происхождении C/2019 Q4, но также и о том, что комета снова покинет нашу Солнечную систему.

Снимок кометы C/2019 Q4 от 10 сентября 2019 года, сделанный телескопам «Канада-Франция-
Гавайи». Если присмотреться, то уже сейчас можно рассмотреть хвост (справа). © Canada-France-
Hawaii Telescope

Уже сейчас C/2019 Q4 демонстрирует проявления тумана, которые говорят о выделении кометой газа, описанного Лёбом, и о том, что она имеет ледяное ядро, которое питает окружающее облако газов и пыли при приближении к Солнцу. Первоначальные наблюдения группы астрономов под руководством Карен Мич из Гавайского университета позволяют предположить, что размер кометного ядра составляет от 2 до 16 километров.

Но именно приближенность к Солнцу в небе затрудняет обнаружение и наблюдение объекта с помощью наземных телескопов или космического телескопа для наблюдения за астероидами NEOWISE. При этом уже в ближайшие месяцы C/2019 Q4 можно будет увидеть в ночном небе с помощью полупрофессиональных телескопов, а максимальной яркости это тело достигнет в середине декабря 2019 года и продолжит ярко светиться до апреля 2020 года. А уже после этого его можно будет наблюдать и отслеживать до октября 2020 года только с помощью профессиональных телескопов.