Четверг, 25.04.2024, 11:27

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2020 » Декабрь » 30 » Новая комета, открытая во время солнечного затмения 14 декабря 2020 года
30.12.2020 13:21

Новая комета, открытая во время солнечного затмения 14 декабря 2020 года

Когда 14 декабря 2020 года в Чили и Аргентине наблюдалось полное солнечное затмение, мимо Солнца пролетел неизвестный наблюдателям крошечный объект - комета, о которой до сих пор никто не знал.

(слева) Камера LASCO C2 обсерватории ESA / NASA SOHO демонстрирует комету C/2020 X3 (SOHO) в нижнем левом углу. (справа) Составное изображение полного солнечного затмения 14 декабря 2020 г. на основе 65 кадров, сделанных Андреасом Мёллером (рабочая группа Meteore eV) в Пьедрас-дель-Агила, Аргентина, и обработанных Джеем Пасачоффом и Романом Вануром. © ESA/NASA/SOHO/Andreas Möller (Arbeitskreis Meteore e.V.)/processed by Jay Pasachoff and Roman Vanur/Joy Ng. Eclipse image used with permission.

Эта комета была впервые обнаружена тайским астрономом-любителем Ворчате Бунплодом в спутниковых данных проекта Sungrazer, финансируемого NASA. Это гражданский научный проект, который приглашает всех желающих искать и определять кометы на изображениях, полученных с камер солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO).

Бунплод обнаружил комету на снимках 13 декабря 2020 года, за день до полного солнечного затмения. Он знал, что солнечное затмение неизбежно, и был взволнован в надежде, появится ли эта новооткрытая комета на фотографиях в виде небольшого пятнышка на фоне внешней атмосферы Солнца.

Комета, которой Центр малых планет зарегистрировал в каталоге под обозначением C/2020 X3 (SOHO), представляет собой так называемый сангрейзер (т.е. солнечный грейзер) Крейца. Это семейство комет происходит от большой кометы, которая распалась на более мелкие фрагменты добрую тысячу лет назад и продолжает в виде фрагментов вращаться вокруг Солнца и сегодня. Сангрейзеры Крейца чаще всего встречаются на записях обсерватории SOHO.

Недавно обнаруженная комета C/2020 X3 (SOHO), зафиксированная камерой LASCO C2 обсерватории SOHO ESA / NASA. © ESA/NASA/SOHO/Karl Battams

Камера SOHO работает путем воссоздания полных солнечных затмений: твердый диск блокирует ослепительно яркий солнечный свет и открывает более слабые структуры и небесные тела в его внешней атмосфере, такие как кометы. На данный момент на основе изображений SOHO было обнаружено 4108 комет, при этом новообнаруженный сангрейзер Креца стал 3524-м в числе сангрейзеров.

В то время, когда была сделана фотография полного солнечного затмения, комета двигалась со скоростью около 724 000 километров в час и находилась примерно в 4,3 миллиона километров от поверхности Солнца. Комета имела около 15 метров в диаметре - то есть была длиной с грузовик. Затем она распалась на частицы пыли под действием интенсивного солнечного излучения за несколько часов до того, как приблизиться к Солнцу.