Пятница, 29.03.2024, 14:51

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2019 » Ноябрь » 15 » Астероид Ultima Thule получил новое название. Причиной, скорее всего, является скандал.
15.11.2019 22:43

Исследованный американской автоматической межпланетной станцией (АМС) «Новые Горизонты» астероид (486958) 2014 MU69, также известный как Ultima Thule, теперь официально имеет название (486958) Аррокот. Оно уже утверждено Международным астрономическим союзом (МАС). Но почему небесному телу не дали название Ultima Thule и причём тут нацисты?

(486958) Аррокот. Фотография была получена АМС «Новые Горизонты» 1 января 2019 года. Credit: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute/Roman Tkachenko.

С момента открытия небесного тела в 2014 году команда учёных NASA неформально называла его Ultima Thule. Это название широко употреблялось и в СМИ. Его использовали и в некоторых публикациях NASA. Так как 2014 MU69 является контактным двойным объектом, то неофициальное название отразилось и на частях небесного тела: первая была названа Ultima, а вторая, соответственно, Thule.

Предполагалось, что именно название Ultima Thule будет подано на утверждение в МАС. Это нормальная практика присвоения названий космическим объектам. Однако NASA подало на утверждение иное название, которое и получило это небесное тело. Слово «Аррокот» на языке алгонкинов, коренных народов Америки, обозначает небо. В заявлении NASA, посвящённом присвоению астероиду официального названия, много сказано об алгонкинах и конкретно о живущем в Вирджинии народе повхатан, старейшины которого согласились дать небесному телу имя на своём языке.

Но почему было выбрано другое название? Причина, как посчитали многие, кроется в истории. Туле (Фуле) — легендарный остров на севере Европы, описанный античными авторами. Считалось, что этот остров является краем Земли. Отсюда пошло и латинское выражение Ultima Thule  — «очень далеко», «край света», «крайний предел», «дальняя задача», «цель устремлений». Довольно символичное название для самого далёкого от Земли небесного тела в истории космонавтики, исследованного вблизи земным аппаратом. Неудивительно, что его использовали в NASA. Однако у некоторых оно вызвало неприятие. Всё дело в том, что в честь Туле получила название печально известная организация «Общество Туле», развивавшая и распространявшая т.н. нацистский оккультизм. Именно в ней сформировались многие идеи нацизма, а сама организация оказала большое влияние на формирование Немецкой рабочей партии, позднее переросшей в НСДАП. Собрания общества посещали многие нацистские преступники, занимавшие высокие посты в фашисткой Германии, а само оно оказало влияние на ещё более известную нацистскую оккультную организацию «Аненербе» («Наследие предков»). Остров Туле играл в идеологии организации очень большую роль: якобы с него пришла «арийская раса».

Конечно, в NASA причину смены названия не назвали. Но многие специалисты и журналисты сходятся во мнении, что в агентстве решили избежать каких-либо связей с нацистами, хоть и выражение известно со времён античности. Да и в честь легендарного острова уже был назван астероид (279) Туле, открытый в октябре 1888 года.

Транснептуновый астероид (486958) Аррокот был открыт с помощью космического телескопа «Хаббл», о чём было сообщено в октябре 2014 года. Данное открытие стало «спасением» для расширенной части миссии АМС «Новые горизонты», ибо на момент запуска аппарата ещё не были известны объекты, которые аппарат мог бы посетить после пролёта системы Плутон-Харон в 2015 году. После ряда необходимых манёвров АМС 1 января 2019 года успешно пролетела рядом с астероидом. Полученные  научные данные можно смело назвать бесценными, а (486958) Аррокот стал самым далёким небесным телом в истории космонавтики, который был исследован вблизи земным аппаратом.