Pulsar

Четверг, 26.04.2018, 22:17


Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории
Новые статьи
Новое на форуме
Опрос
Вам нравится наш сайт?
Всего ответов: 1196
Главная » Статьи » Необычные факты » 16.04.2018 » 19:22

Почему СССР проиграл в Лунной гонке?

Советскому Союзу удалось значительно обогнать США в освоении космоса в первое десятилетие Космической гонки. Первый искусственный спутник Земли, первое живое существо в космосе, первый человек в космосе, первый аппарат на Луне... А вот главный соперник в этой гонке - США - длительное время был вторым. Вторым до конца 1960-ых годов. Но, сосредоточив волю и огромные ресурсы, американцам удалось взять реванш. Это не удивительно, учитывая сколько сил был выделено. Но почему советский космонавт не оказался на Луне первым? Почему его вообще там не было? Почему программу закрыли? У этого есть ряд причин, которые будут разобраны далее.

Курсивом в статье будут выделены некоторые интересные факты или цитаты.

Восход Земли. Фотография была получена астронавтами миссии "Аполлон-8". NASA

Причина №1: запоздалый старт.

О старте американской лунной программы сообщил 35-ый Президент США Джон Кеннеди во время своего выступления в конгрессе США 25 мая 1961 года. А на стадионе университета Райса (Хьюстон) 12 сентября 1962 года он сказал свою знаменитую речь "Мы решили лететь на Луну ". Через несколько дней Кеннеди даже предложил советскому руководству совместную реализацию этой программы, но Хрущев отказал американскому лидеру в этой идее, справедливо пологая, что США смогли бы заполучить ряд технологий. Да и многие тогда считали, что и без американцев СССР будет первым на Луне.

Советское политическое и военное руководство планировало отпраздновать 50-летие советской власти 7 ноября 1967 года на трибуне Мавзолея вместе с двумя советскими космонавтами, только что вернувшимися с Луны. Это мероприятие замышлялось как триумф советского строя, как торжество марксистско-ленинской идеологии, как всемирно-историческая победа социализма над капитализмом...

Джон Кеннеди в Конгрессе США. 25 мая 1961 год.

Понятно, что Америка не скрывала свои планы перед мировой общественностью. После речи Кеннеди началась мобилизация экономических и технологических ресурсов США. Началось расширение исследовательской структуры NASA, строительство новой инфраструктуры, в том числе и знаменитого Космического центра в Хьюстоне. При этом, например, двигатель первой ступени РН "Сатурн-5" F-1 начал создаваться с середины 50-ых годов.

Советский Союз не мог не знать о начале программы "Аполлон". Первой реакцией стало разрешение КБ Королева начать предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов. И хотя подготовка ракетных блоков Н-1 и лунных модулей началась в 1962 году, к началу старта программы были готовы лишь эскизы и некоторые рабочие чертежи. А официально советская лунная программа пилотируемых полетов была утверждена лишь... в августе 1964 года! Лишь только после этого развернулись действительно масштабные работы по лунной программе СССР.

Причина №2: нечеткое распределения обязанностей и конкуренция между КБ.

В постановлении от 3 августа 1964 года о старте советской лунной программы пилотируемых полетов достаточно подробно расписали перечень всех участков работы и все многостадийные работы. Но вопросы о более детальном распределении работ — кому и на какие системы выдают требования — долго обсуждались и решения по этим вопросам принимались ещё несколько лет.

Результат был очевиден. Разные варианты лунного корабля разрабатывались в двух КБ (Королева и Челомея), а РН сразу в трех (Королёва, Челомея и Янгеля). Такое безобразие попросту привело к распылению ограниченных ресурсов. Проблему выбора РН решили в НИИ-88, где выбрали проекты Королева самыми оптимальными.

Но и это еще не все. Важным этапом был облет Луны с экипажем на борту и с последующим возвращением на Землю. Для американцев облет был лишь промежуточной ступенью для осуществления высадки, а все облеты Луны ("Аполлон-8" и "Аполлон-10") являлись своеобразными репетициями и осуществлялись с техникой, которая в дальнейшем будет использована в миссиях с посадкой ("Аполлоны" 11-17). А вот в СССР существовал проект кораблей для облета, и кораблей для посадки. Такое решение оказалось нерациональным. "Облетная" серия получила название Союз-7К-Л1 ("лунный первый"). Корабли этой серии получали название "Зонд" или "Космос". Эти корабли нужны были, в первую очередь, для "обкатки" новых технологий. А непосредственно для посадки на Луну хотели использовать корабль Л3, который создавался, по сути, чуть ли не как отдельный проект от 7К-Л1. Но к этому мы еще вернемся позже.

Причина №3: недостаточное финансирование.

Как известно, программа "Аполлон" была дорогой. Очень дорогой. Общая стоимость программы составила больше 150 миллиардов долларов по современному курсу. Это поистине астрономическая сумма. Из-за этого программа была досрочно закрыта, были отменены последние миссии на Луну, ведь научный выхлоп падал из миссии в миссию, не смотря на их усложнение. При этом главная цель политической программы была достигнута: первым человеком на Луне стал американец.

Для сравнения: бюджет новейшего "охотника за экзопланетами", телескопа НАСА TESS, составляет около 320 миллионов долларов. На бюджет программы "Аполлон" можно было бы спокойно запустить более 460 таких телескопов, и ещё "сдача" останется.

В СССР, видимо, уровень расходов недооценили, хотя даже сам Никита Сергеевич говорил: "Луну американцам не отдавать. Сколько надо денег, столько и дадим!". Но после рассекречивания программы в 90-ых годах стало известно, что финансирование советской программы уступало американской более чем в пять раз!

Как говорят современники, Королев часто консультировался с опытными специалистами из Госплана. Они предупредили его, что реальные цифры стоимости программы попросту не пройдут в Минфине. Видимо, эти чиновники явно дали понять, что лучше не "пугать" соответствующие ведомства большими цифрами. А Челомей и Янгель доказывали ведомству, что именно их проекты дешевле. Из-за этого расчеты стоимости, которые подавались в Госплан и ЦК КПСС, занижались. Анатолий Игнатьевич Пашков, видный экономист, советовал продолжать работать, втягивая в программу "всех, кто только нужен ". По поводу финансирования он советовал не беспокоится: "<...> А там выпустим ещё не одно постановление. Навряд ли кто-нибудь отважится закрыть работу таких масштабов. Будут успехи — деньги найдутся! Вовлекайте, не откладывая, как можно больше предприятий".

Причина №4: Зонды и Л3.

Ресурсов было очень мало. Однако эти ресурсы продолжили распыляться. Так в СССР решили сделать отдельный корабль для облета Луны, и отдельный для высадки. И хотя первый вариант был нужен, во многом, для "обкатки" технологий второго корабля (посадочного), его разрабатывали отдельно. Такое решение, по сравнению с "Аполлонами", выглядит не самым рациональными.

Как уже указывалось выше, "облетная" серия получила название Союз-7К-Л1. Корабли этой серии получали название "Зонд" (АМС серии 3МВ не относились к 7К-Л1, хотя и имели названия "Зонд-1", "Зонд-2" и "Зонд-3") или "Космос".

Союз 7К-Л1

Первоначально запуски должны были быть автоматическими, а после - пилотируемыми. Для запусков Зондов использовались РН "Протон". Это была новейшая советская ракета тяжелого класса, запуски которой в начале эксплуатации, из-за "детских болезней", часто завершались авариями. Очень часто. Первые четыре запуска ("Космос-146", "Космос-154", "Зонд-4А" и "Зонд-4Б") закончились авариями, причиной которых несколько раз становился "Протон". В пятый раз ("Зонд-4") дал сбой космический корабль, а на шестой и седьмой ("Зонд-5А" и "Зонд-5Б") попытке вновь произошли аварии с РН "Протон"... Целая череда аварий. И лишь только в сентябре 1968 года удалось без происшествий запустить "Зонд-5", на котором, кстати, были черепашки, хотя, скорее всего, животные были и на других аппаратах. Это были первые живые существа, облетевшие Луну. В ноябре летит "Зонд-6", во время полета которого провели ретрансляцию Земля-КК-Земля с голосовым сигналом. Ходит легенда, что сигнал был перехвачен американцами, и вызвал на Западе легкую панику. Неужели русские вновь опередили американцев? Но корабль все же был автоматическим. Да и возвращаемая капсула разбилась при посадке на Землю.

После этого ЦРУ сообщило в NASA, что в конце 1968 года СССР уже сможет отправить людей в полет вокруг Луны. В NASA мгновенно отреагировали на это, изменив план полета. Вместо дополнительных околоземных полетов и проверок было решено сразу отправить людей в облет вокруг Луны, причем без лунного посадочного модуля, который тогда еще не был готов. Это был большой риск, но он оправдал себя: в декабре 1968 года был запущен "Аполлон-8", на борту которого были первые люди, совершившие первый полет вокруг нашего естественного спутника.

СССР следующий свой "Зонд" уже хотел запустить вместе с человеком. Запуск запланировали на декабрь 1968 года, но пилотируемый полет отменили из-за низкой готовности КК и РН. Отменили, не смотря на личную просьбу космонавтов. Полет решили заменить на автоматический. А после запуск перенесли на следующий год. И во время запуска "Зонд-7А" 20 января 1969 года (уже после полета "Аполлон-8") ракета "Протон" с КК "Зонд-7А" вновь взорвалась...

Запуск следующих КК "Зонд-7Б" и "Зонд-7В" вновь окончились неудачей. Но уже не из-за "Протонов", а из-за новой сверхтяжелой РН Н-1, которую специально создавали в рамках советской Лунной программы.

Непосредственно для посадки на Луну в КБ Королева создавался корабль двухместный Л3. Для запуска планировалось использовать ракету-носитель Н-1. Корабль Л3 состоял из двух основных частей: ЛОК (лунно-орбитальный корабля-модуля; 11Ф93) с массой 9,8 тонн и ЛК (лунно-посадочного корабля-модуля; 11Ф94) с массой 5,5 тонн. После старта с Земли и перехода КК Л3 на лунную орбиту он разделялся на корабли-модули, из которых ЛОК с одним космонавтом оставался на лунной орбите, а ЛК с другим космонавтом совершал посадку с дальнейшим взлётом, стыковкой и расстыковкой с ЛОК. После оба корабля отправлялись к обратно к Земле.

Размеры и масса корабля Л3 уступали аналогичными у американцев. Экипаж состоял не из троих, а только из двоих космонавтов, причём на Луну должен был высаживаться только один космонавт. При каждом полете могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта. Набор фото- и киноаппаратуры и комплект научных инструментов был сильно ограничен. Вместе с лунно-посадочным кораблём-модулем не мог быть доставлен и лунный транспортный аппарат, наподобие американских лунных роверов, которые начали использоваться с "Аполлон-15".

ЛОК

В конструкции стыковочного узла не было внутреннего люка-лаза, и высаживающийся на Луну космонавт переходил из ЛОК в ЛК и обратно через открытый космос, используя скафандр "Кречет".

Для отработки системы стыковки корабля Л3 и подготовки экипажей был разработан и готовился к полётам вариант Союза - «Союз-Контакт», необходимость полётов которого отпала после закрытия советской лунной программы.

ЛК

Кораблю Л3 никогда не суждено было оказаться в космосе из-за РН Н-1, хотя, по первоначальным планам, уже в 1968 году с использованием этого корабля планировалось совершить первую в мире пилотируемую экспедицию на Луну.

Причина №5: провал программы Н-1.

Для доставки КК с людьми на Луну требуется очень мощная ракета-носитель. РН для советской лунной программы предложили сразу три КБ: Королёва, Челомея и М. К. Янгеля. В дальнейшем из этих РН была выбрана Н-1 Королева.

В США для этих целей создали ракету Сатурн-5 (Saturn-V). Для первой ступени этой РН был создан однокамерный жидкостный ракетный двигатель F-1. Двигатель создавался фон Брауном со второй половины 1950-ых годов, и принес немало головной боли своему создателю. Во время стендовых испытаний он часто взрывался. Используя различные технические решения, удалось стабилизировать горение в камере, и работа этого мощного двигателя стала стабильнее. Для второй и третьей ступени был использован кислород-водородный двигатель J-2, который после закрытия программы "Аполлон" активно применялся в Спейс шаттлах. И хоть РН "Сатурн-5" давно не используется, на ее основе в NASA сейчас создают SLS - новую сверхтяжелую ракету.

Королев решил отдать создание двигателей для ракеты в КБ Николая Кузнецова (сейчас это СНТК имени Н. Д. Кузнецова). В свою очередь, КБ Кузнецова, не имея опыта и должной технической базы для огневых испытаний, взялось за самый престижный в СССР проект и... полностью провалило его. У КБ Кузнецова не имелось ни опыта, ни технического обеспечения (в том числе и испытательного стенда). При этом, как считают некоторые современники и исследователи, в стране была более подходящая (а по сути - единственная) организация для подобных работ по созданию мощных двигателей. Речь идет об ОКБ-456 Валентина Глушко (ныне это НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко). Но почему Королев выбрал именно КБ Кузнецова? Это связывают с отказом Глушко разрабатывать кислород-керосиновые двигатели и с желанием использовать более мощные двигатели на токсичных высококипящих компонентах. Эти разногласия привели к отказу ОКБ-456 в разработке двигателей. Но некоторые исследователи считают, что причина кроется не только в разногласиях из-за топлива, а в личной неприязни Королева к Глушко, нежеланием делится славой... Сам Глушко часто критиковал идеи КБ Кузнецова, считая их, мягко говоря, неудачными. Как бы там не было, он оказался прав.

Н-1 на стадии сборки. Хорошо видны двигатели, коих на первой ступени было 30 штук.

Н-1 имела сразу пять ступеней, которые назывались блоками (А-Д). На всех них было решено устанавливать кислород-керосиновые двигатели НК, а на пятой ступени (блок "Д") - РД-58.

На первой ступени (блок "А") было решено установить сразу 30 (!) двигателей НК-15. Одновременная работа всех этих двигателей вызвала множество негативных явлений (вибрация, разворачивающие моменты, гидродинамический удар при выключении двигателей и пр). И хотя стендовые испытания двигателей были проведены успешно, для поиска и предотвращения всех этих негативных явлений необходимы были стендовые испытания всего блока. Но такие испытания не были произведены, вместо них было решено сразу начать летные.

Спустя десятилетия ракета с таким большим количество двигателей полетела. В феврале 2018 году с макетом полезной нагрузки была запущена сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX, на которой было установлено 27 двигателей. Но они находились сразу в трех блоках (одном основном блоке и двух боковых ускорителях), по 9 двигателей Merlin 1D в каждом. При этом компания SpaceX достаточно долго готовила свою сверхтяжелую РН, проведя все необходимые испытания и регулярно откладывая запуск.

Н-1 запускали 4 раза. И во всех случаях запуски оканчивались неудачей.

Н-1 на снимке американского разведывательного спутника KH-8 Gambit, 19 сентября 1968. Эта фотография вновь заставила американцев нервничать и работать быстрее....

Первый пуск этой РН был произведен 21 февраля 1969 года. Запуск закончился аварией через несколько секунд. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года (через две недели в США полетит "Аполлон-11"), когда ракета взлетела на 200 метров начали отключатся двигатели. Через несколько секунд постепенно отключились все двигатели, кроме одного. Третий пуск произошел только через два года, в июне 1971 года. Он вновь окончится неудачей: ракета разрушилась в воздухе. И наконец, четвертый пуск, во время которого ракета пролетит без каких либо проблем более 100 секунд, но взрыв насоса окислителя все испортил... Четвертый запуск был осуществлен 23 ноября 1972 года, за две недели до запуска "Аполлон-17", последней миссии программы "Аполлон" на Луне.

После вновь проведённых работ по доведению носителя очередной пуск носителя Н-1Ф (изделие № 8Л) со штатными автоматическим лунным орбитальным кораблём 7К-ЛОК (11Ф93) и лунным посадочным кораблем Т2К-ЛК (11Ф94) комплекса Л3 намечался на август 1974 года, когда в автоматическом режиме должна была быть выполнена вся программа полёта к Луне и обратно. Но к тому времени программу закрыли, а когда Валентин Глушко, назначенный вместо В. П. Мишина, стал в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы и руководителем НПО «Энергия», то он закрыл советскую лунную программу и работу над Н-1. Закрыл с молчаливого согласия правительства СССР. Все изготовленные к этому времени образцы Н-1Ф были уничтожены.

Выводы

Конечно, помимо названных выше причин проигрыша в Лунной гонке, существуют и другие, более мелкие причины. Например, Смерть Королева или постепенное падение интереса к космосу у элиты Советского Союза. Однако главные причины крылись в недостатке финансирования, запоздалом старте, неудачными техническими решениями и спорам между КБ. Возможно, если бы над программой продолжали работать дальше, то, хоть и с очень большим опозданием, но советский космонавт и смог бы оказаться на Луне. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Категория: Необычные факты | Добавил: shtonadobno (16.04.2018) | Автор: Колпаксиди Александр Павлович
Просмотров: 480 | Комментарии: 2 | Теги: Люди на Луне, Луна, ссср, Аполлон, Космос, зонд, США, NASA, л3, н-1 | Источник статьи
Всего комментариев: 2
avatar
1
2 Фуран • 10:28, 26.04.2018
Хорошая статья! Без конспирологии, причем!
Но зря смерть Королева автор указал как "другие". Королев - человек идейный. После него пришел Мишин. И при нем был ряд провалов. Королев же умел отстаивать свое мнение. Он завершил бы программу. Но первым СССР бы не был никогда с такой организацией. Но за это уже спасибо правительству СССР.

avatar
1 slezyorenburgja196490 • 09:42, 17.04.2018
Фейковая статья.Больно уж поспешное сворачивание программ по освоению луны с двух сторон наводит на совершенно другие помыслы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

avatar
Вход

Профиль
Четверг
26.04.2018
22:17

Интересное
Поиск по сайту

Новости космоса на главной странице Яндекса.

Добавьте наш виджет, кликнув по картинке, и будьте всегда в курсе последних событий.


Чат Пульсар
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 26
Пользователей: 4

i1ov, z_s, Басмач, viazmv