Единственная эксплуатируемая (уже) в наши дни сверхтяжёлая ракета-носитель (РН) в мире — Falcon Heavy — успешно была запущена с космодрома на мысе Канаверал! Запуск произошёл шестого февраля в 23:45 по московскому времени. Это первый старт этой ракеты. На борту находился макет полезной нагрузки (ПН) — автомобиль Tesla Roadster, который является первым земным автомобилем (и электромобилем одновременно) в космосе*. Теперь этот необычный макет ПН будет миллионы лет кружить вокруг Солнца, периодически сближаясь с орбитой Марса.
Запуск Falcon Heavy. Кадр с трансляции. Credit: SpaceX.
РН стартовала с площадки LC-39A. Это площадка космодрома на мысе Канаверал, которая знаменита тем, что в своё время с неё стартовали, к примеру, многие «Аполлоны» и «Спейс Шаттлы». Теперь с LC-39A стартовало и детище Илона Маска.
Через 2 минуты 33 секунды отделились боковые ускорители, которые вернулись на Землю практически синхронно через 8 минут 5-6 секунд после старта. Удивительно, но это отнюдь не первый запуск и посадка этих ускорителей: ранее, в 2016 году, они уже были в составе ракет Falcon 9. Центральный же блок сядет на специальную морскую платформу Of Course I Still Love You, которая уже «ждёт» его в Атлантическом океане. Помимо ускорителей первой ступени компания также планирует вернуть створки головного обтекателя ракеты. В прошлом году она уже смогла таким образом вернуть их после запуска РН Falcon 9.
Спустя 8 минут 30 секунд после старта вторая ступень ракеты вывела макет полезной нагрузки на околоземную орбиту. На 29 минуте полёта, второе (но уже 30-секундное) включение двигателей второй ступени подняло орбиту до 180×6951 км с наклонением 29°. Последнее (и третье) включение двигателя второй ступени будет выполнено через 6 часов после запуска. Оно направит ступень с электромобилем на гелиоцентрическую орбиту к Марсу. Столь продолжительная работа второй ступени должна продемонстрировать способность Falcon Heavy выполнять запуски с прямым выведением спутников на геостационарную орбиту.
Схема старта Falcon Feavy, посадки боковых ускорителей и первой ступени центрального блока, головных обтекателей. Credit: SpaceX.
Как уже указывалось ранее, в качестве макета полезной нагрузки использовался электромобиль Тesla Roadster, установленный на специальный адаптер ПН. Но теперь, как стало известно, у электромобиля был и свой «Водитель» — манекен по имени Starman (русс. Звёздный человек) в перспективном скафандре SpaceX, который «держался» за руль автомобиля. На борту автомобиля находилась маленькая копия Tesla и оптический диск «Arch 5D» (специально защищённый от жёстких космических условий), в котором записаны все достижения и открытия землян, а также некоторые произведения писателя-фантаста Айзека Азимова. На пластине, изображающей логотип SpaceX и размещённой на адаптере ПН, нанесены имена более 6000 работников компании. На электромобиле и адаптере ПН были установлены три камеры и кронштейны для них, батарея и передающее устройство, благодаря которым у нас есть возможность заглянуть в салон Tesla после отделения обтекателя, причём прямо в открытом космосе!
Некоторые считают такой подход своеобразным баловством, но обычно в таких тестовых запусках используются чугунные или бетонные болванки, на которые установлены специальные датчики. Земной автомобиль в космосе отличается от них разве что... оригинальностью.
Tesla с «водителем» в открытом космосе. Кадр с трансляции. Снимок был получен одной из камер, расположенной на специальном кронштейне. Credit: SpaceX.
Этот запуск должен был состояться (по первоначальным планам) ещё в 2011 году. Однако в компании сразу же поняли всю сложность предстоящей работы, а запуск начали переносить. Было проведено несколько наземных испытаний блоков ракеты и тестовый прожиг за неделю до старта. Все эти меры понятны: на первой ступени установлено 27 (!) ракетных двигателей Merlin-1D. Из-за этого многие сравнивают Falcon Heavy с советской лунной ракетой Н-1, запуски которой (во многом из-за огромного количества двигателей) регулярно заканчивались аварией. Н-1 так и не смогли доделать, а проект закрыли. Илон Маск в своих интервью тоже говорил об опасностях работы стольких двигателей в одной ракете, однако в SpaceX всё-таки удалось сделать то, с чем не смогли справиться советские специалисты.
Falcon Heavy сможет доставлять на низкую околоземную орбиту до 64 тонн полезной нагрузки в одноразовом варианте и до 30 тонн в многоразовом, так как ступеням требуется дополнительное топливо для посадки.
Как уже упоминалось выше, сейчас это единственная эксплуатируемая сверхтяжёлая РН. Программы других ракет такого класса либо уже давно закрыты (американская Saturn-V, советские Н-1 и «Энергия»), либо такие РН ещё только создаются (американская SLS, китайская «Чанчжэн-9» или российская сверхтяжёлая РН, которая пока не имеет названия). Falcon Heavy не является рекордсменом по массе выводимой в космос полезной нагрузки, но во многом уникальна. Это первая сверхтяжёлая ракета-носитель, созданная частной компанией, а также первая частично многоразовая ракета такого класса.
Трансляция запуска. Видео начнётся за десять секунд до старта. Credit: SpaceX.
* — можно еще вспомнить лунные роверы, которые использовались в поздних миссиях «Аполлон», но они были специально созданы для работы на Луне. А Tesla Roadster — обычный земной электромобиль.