Четверг, 25.04.2024, 12:01

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2014 » Март » 16 » Ученые исследовали пыль в окресностях черной дыры активной галактики Циркуль
16.03.2014 12:41

Ученые исследовали пыль в окресностях черной дыры активной галактики Циркуль

Международная команда ученых представила самое подробное на сегодняшний день представление о горячей пыли, окружающей сверхмассивную черную дыру активной галактики Циркуль (ESO 097-13). Результаты проведенного исследования были опубликованы в журнала «Astronomy & Astrophysics».

Слева, пыль, окружающая СЧД в галактике Циркуль. Фото Konrad Tristram;  NASA HST.

В своем исследование ученые использовали данные наблюдения прибора MIDI, установленного на Very Large Telescope Европейской южной обсерватории (ESO) за находящийся на расстоянии около 13 миллионов световых лет от Млечного пути центра активной галактики Циркуль (Circinus Galaxy).

В активных галактических ядрах как галактика Циркуль, находящаяся, как правило, в центре галактики, сверхмассивная черная дыра (СЧД), во время поглощения материи высвобождает огромное количество энергии. СЧД огромны, их масса может достигать до несколько миллиардов масс Солнца. Естественно, что такие «монстры» способны разогнать и разогреть при поглощении материю до того, что она становится настолько горячей и яркой, что способна затмить в энергетическом плане, все взятые вместе звезды галактики.

Наблюдения показали, что излучение пыли вокруг СЧД исходит от двух различных источников: внутреннего компактного диска размером около 3 световых лет и более вытянутого, еле заметного в полярном направлении диска диаметром около 6 световых лет. Его юго-восточная сторона больше затенена пылью, нежели северо-западная. Именно это приводит к значительной асимметрии и изменениям цвета в наблюдаемом излучении. Астрономы отмечают, что они видят лиши внутренние, непосредственно освещаемые, компоненты диска.

При этом, у исследователей появилось еще много вопросов, так как  оказалось, что в основном пыль и не такая горячая - она равна около 30 градусам Цельсия. Пока у ученых нет никаких доказательств существования более горячей пыли ближе к центру СЧД галактики, что довольно странно, исходя из всех теорий.