Пятница, 26.04.2024, 05:25

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2020 » Декабрь » 29 » Решена галактическая загадка - так рождаются звезды
29.12.2020 15:17

Решена галактическая загадка - так рождаются звезды

Как образуются новые звезды - одна из величайших загадок для астрономов. Исследователи из Цюрихского университета сделали небольшой шаг, который приближает науку к решению этой глобальной загадки. Согласно результатам проведённой ими работы, количество газа, присутствующего в галактиках, определяет, засияет ли в ней новая звезда, сообщает цюрихский астрофизик Роберт Фельдманн в журнале Communications Physics.

Как же все-таки рождаются звезды? Исследования продолжаются. © ESA/NASA

Если говорить в общих чертах, то астрономам хорошо известно, каким образом новая звезда рождается из газа и пыли: молекулярные облака схлопываются под действием собственной силы тяжести и тем самым все больше и больше сжимают материю. В определенный момент времени плотность увеличивается настолько, что атомы сплавляются и начинается ядерный синтез - молодая звезда начинает светиться.

Астрофизики во главе с Робертом Фельдманном из Цюрихского университета использовали статистический метод, чтобы включить в анализ близлежащие галактики с не определенными пока что объемами газа. Согласно результатам, новые звезды поглощают молекулярный газ в течение миллиарда лет, а атомный газ в обычных галактиках - в течение десяти миллиардов лет.

Два явления, ответственные за рождение звезды

«Результаты показывают, что образование звезд на самом деле напрямую зависит от общей массы газа», - говорит Фельдманн. - «Таким образом, рождение звезд определяется количеством газа, который с разных космических расстояний входит в галактику или покидает ее».

В галактике со вспышкой звездообразования Мессье 94 формируется особенно большое количество новых звезд. © ESA/NASA

Правда, так называемые галактики со вспышкой звездообразования, в которых образуется значительно больше новых звезд, чем в нормальных галактиках такого же размера, поглощают вещество намного быстрее, чем их менее активные сестры. Причина же рождения звезд, по-видимому, основана на другом явлении, таком как межгалактические взаимодействия или нестабильность в галактических дисках.

Триггер пока остается неизвестным

Однако вопрос о том, что же в конечном итоге становится спусковым крючком для звездообразования в галактиках, остается открытым, считают сотрудники Цюрихского университета. Причина: текущие пределы обнаружения не позволяют точно измерить массы газа во многих галактиках.

Ученые надеются, что с введением в эксплуатацию новых обсерваторий в будущем появится возможность определять содержание газа и в далеких галактиках. Поэтому цюрихские исследователи планируют усовершенствовать свои методы, чтобы полностью раскрыть секрет рождения звезд.