Пятница, 19.04.2024, 06:21

Наше Солнце это?
Главная » 2013 » Апрель » 30 » Обсерватория "Гершель" завершила свою миссию
30.04.2013 12:52

Обсерватория "Гершель" завершила свою миссию

Космическая обсерватория "Гершель" завершила свою миссию всвязи с тем, что она исчерпала все запасы жидкого гелия. Об этом сообщает Европейское космическое агентство.

Орбитальная обсерватория "Гершель" и туманность Розетка. Иллюстрация ЕКА

В прошедший понедельник, во время начала сеанса связи между обсерваторией и наземной станцией в Западной Австралии, ученые получили данные, подтверждающие то, что обсерватория исчерпала все запасы жидкого гелия. Он необходим для охлаждения инструментов обсерватории, которые могли наблюдать самые холодные области нашей Вселенной. Общий запас гелия составлял 2,5 тыс. литров.

"Гершель превзошел все ожидания: он предоставил нам невероятный склад данных, которые будут изучать астрономы ещё на протяжении нескольких лет", - говорит Альваро Хименес Каньете, директор ЕКА по науке и робототехническим исследованиям.

Космический телескоп "Гершель" был запущен 14 мая 2009 года. Является крупнейшим и самым мощным инфракрасным телескопом, из когда-либо запущенных. Диаметр зеркала телескопа составляет 3,5 м. Гершель провел свыше 35 тыс. научных наблюдений. Вся информация, полученная от "Гершеля" станет наследием миссии: ученые надеются, что необработанная информация содержит ещё много открытий.

Инфракрасное изображение молекулярного облака туманности Розетка. Фото ESA/PACS & SPIRE Consortium/HOBYS Key Programme Consortia

Изображение показывает около половины туманности Розетка, которая находится на расстоянии около 5000 световых лет от Земли в созвездии Единорога. Показанная область представляет собой область активного звездообразования, состоящую из газа и пыли. Но в том и уникальность телескопа «Гершель»: он может видеть сквозь пыль и газ.

Облака газа. Фото ESA

А это снимок газовых скоплений в созвездии Южный Крест. Температура наблюдаемых облаков составляет около 100 кельвинов. Именно из таких скоплений в результате гравитационного коллапса формируются звезды. Облака располагаются в Млечном Пути на расстоянии нескольких тысяч световых лет от Земли.

Туманность Кокон. Фото: ESA/Herschel/SPIRE/PACS/D. Arzoumanian (CEA Saclay)

На данном изображении можно наблюдать плотные нити газа в межзвездном облаке туманности Кокон. Вдоль этих нитей образуются новые звезды. Синяя область - это звездные ясли.

"Радуга Ориона". Фото: NASA/ESA/JPL-Caltech/IRAM

Инфракрасное изображение туманности Ориона, полученное обсерваториями Гершель и Спитцер.

Галактика Андромеда (1 и 2 изображение). Фото: ESA

Изображения галактики Андромеды, созданные космическим телескопом "Гершель". Для наблюдения использовались приборы SPIRE и PACS - спектрометры и фотометры среднего разрешения. Первое изображение является результатом снимков с помощью SPIRE. Второе изображение - мозаика из изображений SPIRE и PACS.

Способности Гершеля в обнаружении света позволяют астрономам увидеть облака пыли, которые имеют температуру, превышающую абсолютный ноль всего лишь на несколько десятков градусов. Эти облака являются темными и непрозрачными. Изображения телескопа также подчеркивают концентрацию пыли. Цветовая гамма была расширена для того, чтобы ученым было гораздо легче увидеть различные детали, но изображения всё равно отражают реальные данные. Очень холодные облака имеют красноватые оттенки цветов, более теплые "взяли" себе голубоватый оттенок.

Фотографии Апофиса, созданные с помощью обсерватории Гершель. Фото: NASA

9 января 2013 года астероид Апофис пролетел мимо Земли. Максимальное близкое расстояние между астероидом и Землей составило 14,5 млн. километров. За Апофисом были проведены наблюдения с помощью космической обсерватории Гершель. Данные наблюдений полностью изменили представление об астероиде.

Звезда Каппа Северная Корона. Изображение: ESA/Bonsor et al

С помощью "Гершеля" ученые из ЕКА обнаружили "диск" из космической пыли и обломков астероида вокруг звезды-субгиганта Каппа Северная Корона. В истории астрономии этот случай зафиксирован впервые, когда у звезды-субгиганта обнаружен диск космической пыли.

Все вышеперечисленное - лишь малая часть того, что сделала обсерватория "Гершель".

"Гершель дал нам возможность увидеть скрытую Вселенную, навел нас на ранее невиданные процессы, связанные с рождением звезд и формированием галактик, позволил нам обнаружить следы воды по всей Вселенной — от молекулярных облаков до новорожденных звезд и их протопланетных дисков, и поясов комет", - сообщает Горан Пилбратт, участник проекта.