Четверг, 18.04.2024, 22:23

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2021 » Январь » 21 » Обнаружена суперземля возле одной из старейших звезд Млечного Пути
21.01.2021 12:56

Обнаружена суперземля возле одной из старейших звезд Млечного Пути

Астрономы обнаружили возле одной из старейших звезд нашей родной галактики - Млечного Пути горячую каменистую планету. Открытие показывает, что каменистые планеты земного типа формировались уже вокруг самых старых звезд. Это также может помочь сделать выводы в отношении старой - а затем, возможно, и разумной - жизни во вселенной.

Художественное изображение планеты TOI-561b в одной из самых старых и бедных металлами планетных систем Млечного Пути (рисунок). © W. M. Keck Observatory/Adam Makarenko

Как сообщила группа под руководством Лорен Вайс из Гавайского университета и астрофизика Стивена Кейна из Калифорнийского университета в Риверсайде на ежегодном собрании Американского астрономического общества (AAS) и в статье, которая выйдет в следующем выпуске журнала Astronomical Journal, обнаруженная планета TOI-561b представляет собой так называемую «суперземлю», которая примерно в полтора раза больше и в три раза тяжелее нашей родной планеты. Но при этом для обращения вокруг своей звезды ей требуется менее половины земных суток.

Наряду с этой скоростью, близость планеты к своей звезде нагревает поверхность планеты примерно до 1725 градусов по Цельсию, а это слишком жарко для жизни, какой мы знаем ее по нашей Земле. «Однако нельзя исключать, что раньше на планете все же могла быть жизнь», - добавляют авторы исследования.

Планета была обнаружена с помощью космического телескопа TESS, предназначенного именно для поиска экзопланет, и поэтому ее пока что называют «TESS Objekt of Interest (TOI) 561». Затем дальнейшие наблюдения были продолжены с помощью наземной обсерватории W.M. Keck на Гавайях.

Данные наблюдений дают основания предположить, что планета имеет такую же плотность, как и наша Земля. «Это стало для нас неожиданностью, ибо мы ожидали, что плотность будет намного выше», - объясняет Кейн. - «Но это вполне согласуется с утверждением, что эта планета действительно чрезвычайно стара, потому что, чем старше планета, тем ниже ее плотность. Причина: на момент ее раннего образования было доступно меньше тяжелых элементов, ибо таковые создаются только реакциями синтеза в звездах, когда эти звезды стареют и высвобождают эти элементы. Когда же звезды наконец взрываются, эти элементы, в свою очередь, образуют основные строительные блоки для формирование новых звезд и их планет. «TOI-561b - одна из старейших обнаруженных на сегодняшний день каменистых планет.  И ее существование показывает, что каменистые планеты формировались в нашей вселенной почти с самого начала времен».

Ее звезда (TOI 561) принадлежит к редкой популяции звезд в так называемом толстом галактическом диске. «Звезды в этой области химически отличаются от остальных, с меньшим количеством тяжелых элементов, таких как железо или магний, которые очень важны для образования каменистых планет.

«Даже если теперь эта планета больше не является благоприятной для жизни по земным стандартам, она все равно может быть показателем существования других каменистых планет возле старых звезд, на которых потенциальная жизнь могла бы развиваться гораздо дольше, чем здесь, на Земле», - уверены исследователи.