После успешного запуска космического корабля (КК) Crew Dragon компании SpaceX 30 мая и его стыковки на следующий день с Международной космической станцией (МКС) в русскоязычном сегменте сети Интернет начали активно распространять информацию о якобы российских деталях в его конструкции. Видимо, эти слухи оказались настолько популярны, что в Госкорпорации «Роскосмос» решили их опровергнуть. Соответствующее заявление было опубликовано в ТАСС.
Crew Dragon во время сближения с МКС. На фотографии отлично виден стыковочный механизм КК, в котором, если верить сообщениям СМИ и блогов, якобы находятся российские детали. Credit: NASA.
Как указывалось в различных источниках, в которых зачастую копировался один и тот же текст, в стыковочном механизме КК Crew Dragon использовались российские детали, произведённые в Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва. Однако в Госкорпорации «Роскосмос» опровергли эту информацию:
«Стыковочный агрегат корабля соответствует международному стандарту и не имеет деталей российского производства».
Видимо, причиной этих слухов стала фотография со сборки переходника для российского андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС), установленного на МКС. Эта система была разработана ещё для экспериментального полёта «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС) и в дальнейшем совершенствовалась. АПАС было решено установить на «Спейс Шаттлы», что позволило им совершать полёты к станции «Мир». В дальнейшем технологию АПАС было решено использовать и на МКС, так как и у нас, и у американцев уже был опыт её совместного использования. После завершения программы «Спейс Шаттл» в 2011 году в NASA решили перейти на собственную систему стыковки, разработанную на основе Международного стандарта стыковочной системы. Но для её использования необходимо добавить на шлюзы с АПАС специальные адаптеры. Так как АПАС был разработан и улучшался в СССР/России, то в РКК «Энергия» по контракту с Boeing был создан переходник на стыковочный агрегат по международному стандарту. В дальнейшем компания Boeing дооснастила переходники элементами американского производства. Так были созданы международные стыковочные адаптеры (англ. International Docking Adapter, IDA), которые были доставлены на МКС и установлены на переходники PMA c АПАС американского сегмента. Также стоит отметить, что эта информация никем и никогда не скрывалась.
Сборка IDA в цехе Boeing. Именно эта фотография, видимо, стала причиной слухов о российских деталях на Crew Dragon. Credit: Boeing/сеть Интернет.
Схема установки адаптеров IDA на переходники PMA. Credit: NASA.
Однако речь идёт только об адаптерах IDA на МКС. Хоть Crew Dragon и состыковался c одним из них (IDA-2), но ни в самом КК, ни в ракете-носителе Falcon 9, что вывела этот КК в космос, не использовалось ни одной детали российского производства.