Сделанное буквально на днях «сенсационное открытие» южноафриканского ученого, превратилось в забавный конфуз: якобы замеченный и запечатленный им «неизвестный объект» на деле оказался уже знакомым человечеству на протяжении тысяч лет Марсом.
Вблизи Марс, конечно, распознать намного легче.
Это можно было сравнить с мощной бурей в океане науки и штормом в мировых социальных сетях. Конечно, это может послужить и наглядным предостережением касательно распространенного феномена publish or perish (публикуйся или погибни), то есть внутренней потребности писать и публиковаться, от чего страдают многие исследователи. Но, в конце концов, этот эпизод показывает, насколько хорошо функционирует система самокоррекции науки. И все это видится сейчас, словно в замедленной съемке.
Так что же на самом деле произошло? Астрофизик из Южной Африки наблюдал за небом, когда вдруг заметил очень яркий проходящий объект. Питер Дансби из университета Кейптауна взволнованно сообщил о своем открытии в The Astronomer's Telegram, своеобразном Твиттере для астрономов, и призвал срочно продолжить исследование обнаруженного им небесного тела. Но уже очень скоро ему пришлось осознать, что мистический объект еще до него открыли другие люди. Причем даже успели дать ему имя: Марс.
Наблюдение произошло 20 марта, при этом в своем сообщении Дансби подчеркнул, что «объект ATel 11448» во время предыдущего наблюдения 8 марта замечен не был. Вполне понятно, ибо в этот момент наблюдавшийся чисто оптически вблизи Тройной туманности и туманности Лагуна объект по причине значительно меньшего расстояния от Марса до Земли находился совершенно в другом секторе неба.
Как сообщает научный портал Science Alert, эйфория открытия продолжалась всего минут сорок. По прошествии этого времени Дансби был вынужден признать, что его «открытие» в результате проверки не подтвердилось, сопроводив это признание извинениями и обещанием в будущем быть внимательнее.
Самокорректирующаяся система
Именно так и функционирует наука. Любое открытие, будь оно ошибочное или настоящее, обсуждается, проверяется и в случае несоответствия отвергается. Регулярно всплывающее утверждение, что «наука сродни религии», на примере этого эпизода показывает свою несостоятельность, ибо системы здесь отличаются коренным образом. И коррекции в научной сфере могут осуществляться с невероятной скоростью.
Свидетельство об открытии Марса.
Питеру Дансби, вероятно, долго еще придется оставаться объектом насмешек и шуток – следствие его желания объявить о своем открытии на космических скоростях. Но он пытается не терять чувства юмора. Ну а в качестве утешительного приза The Astronomer's Telegram вручил ему «Свидетельство об открытии Марса».