Вторник, 19.03.2024, 16:59

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2020 » Август » 14 » Марс как ледяная планета
14.08.2020 14:27

Марс как ледяная планета

Согласно популярной теории, наш Красный сосед 3,5 миллиарда лет назад был теплым и влажным раем. Но теперь в этом отношении появились новые сомнения.

Южный полюс Марса и его окрестности. © ESA/DLR/FU Berlin

Есть гипотеза, что в далеком прошлом Марс мог быть значительно холоднее, чем предполагают многие ученые. К такому выводу исследователи пришли на основании результатов компьютерного сравнения около 10 тысяч речных долин на Красной планете с эродированными участками на Земле. Многие русла рек Марса лучше всего можно объяснить так: они образовались добрых 3,5 миллиарда лет назад с помощью талых вод под толстыми ледниками, и они очень похожи на долины на острове Девон в северной Канаде, пишет группа ученых под руководством Анны Грау Галофре из Университета Британской Колумбии в журнале Nature Geoscience.

Однако это противоречит популярной теории о том, что около 3,5 миллиардов лет назад Марс был в основном теплым и влажным миром с реками, журчавшими под открытым небом. Но на самом деле моделирование климата уже давно показало, что такая точка зрения может быть слишком упрощенной: в то время Солнце излучало значительно меньше радиации, чем сегодня, что никак не могло превратить Марс в климатический и экологический рай.

Несмотря на это, многие исследователи продолжают придерживаться сценария теплого и влажного раннего Марса, который мог бы спастись с помощью невероятно большого количества CO2 в марсианской атмосфере того времени. Но насколько бы красивой такая гипотеза не была, исследования, подобные исследованию Анны Грау Галофре, ставят эту точку зрения под сомнение. Группа Галофе уверена, что в детстве Марс был больше похож на ледяную планету, на которой из-за вулканов, ударов метеоритов и смены времен года некоторые части ледников таяли. И в этом случае именно стоки подо льдом придали марсианской поверхности ее нынешние формы.

Тепло и влажно или холодно и все во льдах? Какой из сценариев ближе к истине, вероятно, так и останется открытым, несмотря на уверенность исследователей в своей правоте. Тем более, что результаты анализа все же далеко не однозначны. Очень вероятно, что в формировании различных речных долин участвовали разные геологические процессы, признают сами геофизики в своей статье. Так что вполне можно предположить, что в отдельных регионах Марса действительно могли быть открытые реки и озера, в то время как многие другие области, вероятно, были покрыты толстым льдом.