Вторник, 23.04.2024, 12:12

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2012 » Январь » 15 » «Хаббл» разгадал тайну сверхновой в соседней галактике
15.01.2012 16:54

«Хаббл» разгадал тайну сверхновой в соседней галактике

С помощью телескопа НАСА «Хаббл» учёным удалось разгадать давнюю тайну происхождения сверхновой, видной в соседней галактике. Открытие позволяет заострить внимание на нескольких сценариях, приводящих к подобным взрывам. Благодаря предыдущим наземным наблюдениям учёным было известно, что источником остатка сверхновой SNR 0509-67.5, находящейся на расстоянии 170 тыс. световых лет в Большом Магеллановом Облаке, является звезда класса Ia. Согласно теории, сверхновые этого типа рождаются, когда звезда сбрасывает материю на компаньона - белого карлика (остаток обычной звезды) до тех пор, пока не произойдёт мощнейший взрыв.

Фото: NASA, ESA, CXC, SAO, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA), J. Hughes (Rutgers University).

В случае с  SNR 0509-67.5 астрономам не удалось обнаружить никаких следов звезды-компаньона, поэтому они заключили, что принятый сценарий неуместен. "Мы знаем, что "Хаббл" обладает достаточной чувствительностью, чтобы обнаружить легчайшие остатки белого карлика, - сообщил главный исследователь Брэдли Шефер из Университета Луизианы в Батон-Руже. - Поэтому логика здесь такая же, как говаривал Шерлок Холмс: когда ты исключил невозможное, всё, что осталось, каким бы немыслимым оно ни казалось, должно быть правдой".

Происхождение SNR 0509-67.5 может быть объяснено взрывом двух белых карликов, вращавшихся близко друг к другу и неуклонно сближавшихся.

Поиск прародителей сверхновых класса Ia был главной задачей астрофизики в течение четырёх десятилетий. Особую важность проблема приобрела в последние десять лет, так как сверхновые данного типа являются главным инструментом измерения расширяющейся Вселенной. Они высвобождают огромное количество энергии, свет которой часто ярче, чем от целой галактики. До сих пор трудность заключалась в том, чтобы выявить, к какому типу относятся звёздные системы, выталкивающие белых карликов и провоцирующие взрыв сверхновых Ia. Было выдвинуто множество гипотез, однако большинство из низ предполагает наличие звезды-компаньона у белого карлика, которая должна сохраниться после взрыва. Одним из способов разобраться в предложенных моделях было исследование остатка сверхновой изнутри - для поиска бывшего компаньона.

Когда в 2010 году Брэдли Шефер и Эшли Пэгнотта из Университета Луизианы готовили предложение заняться исследованием любых видимых остатков сверхновой в Большом Магеллановом Облаке, они узнали, что космический телескоп "Хаббл" уже сделал вожделенный снимок одной из целей, SNR 0509-67.5, в рамках программы "Наследие Хаббла". Изучив центр региона, учёные обнаружили, что в нём совершенно отсутствуют звёзды, по крайней мере те, которые способен зафиксировть телескоп. Шефер предполагает, что наилучшим объяснением следует считать так называемую модель двойного вырождения, когда сталкиваются два белых карлика. Результаты исследования опубликованы в выпуске журнала Nature от 12 января 2012 года, а также  озвучены на собрании Американского астрономического общества в Остине 13 января.

До сих пор взрыв звезды астрономам ни разу заснять не удалось. Однако исследователи из Научного института космического телескопа в городе Балтимор зафиксировали свет от сверхновой, отражённый межзвёздной пылью и запоздавший из-за этого с прибытием на Землю на 400 лет. Эта задержка, называемая световым эхо от сверхновой, также позволила астрономам измерить спектральную подпись света от взрыва. Благодаря подписи удалось установить, что взорвалась сверхновая класса Ia. Благодаря тому, что остаток звезды формирует симметричную раковину или пузырь, можно точно определить геометрический центр региона. Это свойство делает SNR 0509-67.5 идеальным объектом для поиска бывших компаньонов. Небольшой возраст также означает, что ни одна из выживших звёзд не могла сильно удалиться от места взрыва.

Исследователи планируют изучить остатки других сверхновых в Большом Магеллановом Облаке.