Пятница, 29.03.2024, 17:03

Наше Солнце это?
Главная » 2015 » Сентябрь » 22 » Как найти "Знаменитые скопления Возничего" на ночном небе?
22.09.2015 02:05

Как найти "Знаменитые скопления Возничего" на ночном небе?

Астрономы-любители наблюдают множество объектов ночного неба: Луну, планеты, кометы, объекты глубокого космоса и др. В осенние ночи неплохим выбором для визуальных наблюдений будут так называемые "знаменитые скопления Возничего". К таким скоплениям относят три рассеянных скопления звезд из каталога Мессье: М 36, М 37 и М 38.

Карты для поиска рассеянных скоплений. Скриншоты программы Stellarium

Обнаружить скопления сможет даже начинающий любитель. Достаточно найти "пятиугольник" из звезд созвездия Возничий, расположенный левее рассеянных скоплений Плеяды и Гиады. Скопления будут располагаться в правой части "пятиугольника". Только М 37 выходит за его пределы. Для помощи в поиске объектов приложены поисковые карты а для идентификации - авторские астрофотографии скоплений с кратким описанием.

Рассеянное скопление звезд М 36. Фото: Георгий Коньков

Скопление М 36 представляет собой рассеянное скопление звезд, расположенное на расстоянии около 4100 световых лет от нашей планеты. Было обнаружено итальянским астрономом Джованни Батиста в 17 веке. Диаметр скопления составляет почти 30 световых лет. При этом, в его составе насчитывается около 60 звезд. Судя по цвету все звезды голубые и горячие, и как следствие их возраст может составлять всего 10-20 миллионов лет.

Скопление можно без труда найти даже в бинокль, при наблюдении в который М 36 выглядит как туманное пятно без каких-либо деталей. В небольшой телескоп (апертура до 150 мм) можно выделить несколько звезд в скоплении. А в более крупные телескопы скопление наблюдается во всех подробностях.

Рассеянное скопление звезд М 37. Фото: Георгий Коньков

Скопление М 37 - второе "знаменитое скопление Возничего", обнаруженное итальянским астрономом Джованни Батиста в 17 веке. Также является рассеянным скоплением звезд. По сравнению с М 36, скопление более удалено – расстояние от нашей планеты до скопления составляет около 4400 световых лет. При этом, яркость объекта значительно выше – М 37 можно увидеть на ночном небе невооруженным глазом!

Скопление населяет около 500 звезд общей массой в 1500 масс Солнца. В основном это голубые и горячие звезды, но также в скоплении можно выделить и красных гигантов. Возраст скопления, по разным оценкам, составляет от 300 до 550 миллионов лет.

Рассеянные скопления звезд М 38 и NGC 1907. Фото: Георгий Коньков

Рассеянное скопление М 38 - последнее "знаменитое скопление Возничего" диаметром в 50 световых лет. Располагается на расстоянии около 4200 световых лет от Земли. Основное население скопления - голубые звезды, возраст которых составляет около 220 миллионов лет. Также встречаются желтые и оранжевые гиганты.

Кроме М 38 на снимке присутствует еще одно более компактное рассеянное скопление - NGC 1907. Оно примерно в 2 раза меньше, чем М 38 и удалено на 4500 световых лет от нашей планеты. Это скопление более чем в 2 раза старше М 38: возраст составляет около 500 миллионов лет, а основное звездное население - желтые гиганты.

Несмотря на оптическую близость с М 38, NGC 1907 было открыто позже. М 38 обнаружено в 17 веке итальянским астрономом Джованни Батиста, а NGC 1907 было открыто 17 января 1787 года известным английским астрономом Уильямом Гершелем.

Представленные фотографии были получены с помощью любительского 150-мм телескопа и зеркальной камеры.