Пятница, 19.04.2024, 05:09

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2020 » Август » 31 » Эта галактика выглядит как космический истребитель Дарта Вейдера
31.08.2020 16:58

Эта галактика выглядит как космический истребитель Дарта Вейдера

Астрономы обнаружили активную галактику, напоминающую своим видом космический истребитель флота Дарта Вейдера из «Звездных войн».

Космический истребитель империи Дарта Вейдера TIE Fighter. © Georg Lbcas

NASA обнаружило активную галактику, очертания которой могут показаться очень знакомыми любителям фантастического кино. TXS 0128+554 (сокращенно: TXS 0128) выглядит как космический истребитель TIE Fighter из «Звездных войн».

Она расположена в созвездии Кассиопеи, которое находится примерно в 500 миллионах световых лет от Земли, и имеет в центре сверхмассивную черную дыру. Ее масса составляет около миллиарда солнечных масс. По ее бокам вылетают 2 энергетических луча, что придает ей необычный вид.

С помощью космического гамма-телескопа «Ферми» астрономы узнали о галактике еще 5 лет назад, когда были впервые зарегистрированы ее слабые гамма-лучи. Волны гамма-лучей обычно имеют самые высокие частоты и энергии. Теперь же благодаря радиоинтерферометру Very Long Baseline Array (VLBA) и рентгеновской обсерватории «Чандра» исследователи получили подробный обзор TXS 0128.

Флот Дарта Вейдера

«Когда я впервые увидел результаты, я сразу подумал, что это похоже на истребитель TIE Fighter Дарта Вейдера из фильма «Звездные войны: Эпизод IV - Новая надежда», - говорит Мэтью Листер, профессор физики и астрономии Университета Пердью в США, руководивший исследованием. С помощью разных радиочастот можно будет на протяжении десятилетий узнать намного больше о развитии активных галактик, пишет NASA.

Так видит галактику TXS 0128+554 гамма-телескоп "Ферми". © NRAO

Активная галактика излучает намного больше света, чем каждая из ее звезд. Она также содержит избыточные радиоволны, рентгеновские лучи и гамма-лучи. Исследователи предполагают, что эти выбросы происходят из регионов рядом с черной дырой. При этом там, вероятно, накапливается и нагревается под действием сил тяжести и трения вращающийся диск из газа и пыли.

Радиоволны

Примерно десятая часть активных галактик испускает два боковых энергетических луча, состоящие из частиц высокой энергии, которые «вылетают» в противоположных направлениях почти со скоростью света. Исследователи предполагают, что они и создают гамма-лучи. Иногда они затихают, когда сталкиваются с межгалактическим газом.

2 энергетических луча, исходящих по бокам галактики TXS 0128+554, придают ей необычный вид. © NASA's Goddard Space Flight Center

А затем энергетические лучи отправляются обратно в центр галактики. В результате образуются крупные области из частиц, которые быстро перемещаются вокруг магнитного поля. Как считают в NASA, во время этого взаимодействия генерируются радиоволны.