Четверг, 28.03.2024, 20:40

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2012 » Июль » 12 » Астрономы увидели темные галактики в ранней Вселенной
12.07.2012 20:02

Астрономы увидели темные галактики в ранней Вселенной

Астрономы смогли впервые увидеть «темные галактики», объекты ранней Вселенной, которые были  предсказаны теоретически, но до сих пор не наблюдавшихся. В этих галактиках много газа, но нет звезд.

Красным кругом отмечен квазар HE 0109-3518, а синими кружками темные галактики.

Красным кругом отмечен квазар HE 0109-3518, а синими кружками темные галактики. Иллюстрация ESO, Digitized Sky Survey 2 and S. Cantalupo (UCSC)

В своем исследовании международная группа ученых при помощи Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории  (ESO) смогли обнаружить  эти неуловимые галактики,  которые сами по себе еще не светят, однако астрономы смогли увидеть их благодаря тому, что газ в их составе  освещаются близлежащим квазаром. Считается, что эти галактики, где в ту раннею эпоху  послужили строительным материалом для современных нам ярких, наполненных звездами галактик, снабдив их большим количеством газа, из которого впоследствии и сформировались нынешние звездное поколение.

Перед астрономами стояла непростая задача, ведь объекты находятся на расстояние 13 миллиардов световых лет от Земли, на границе того, что астрономы называют «темные века», где ярких объектов почти не было. Однако ученые смогли найти такой объект – свечу, в его роли выступил особо яркий квазар HE 0109-3518. В своем исследование астрономы построили карту области неба вокруг HE 0109-3518, и попытались обнаружить ультрафиолетовое свечение, испускаемое газообразным водородом, на который падает интенсивное излучение.

В итоге, после нескольких лет анализа наблюдаемого региона, астрономам удалось вычислить сразу около ста газообразных объектов на удалении в несколько миллионов световых лет от квазара. После этого они провели достаточно кропотливый анализ того, у каких из этих объектов свечение газа вызвалось уже начавшимся процессом образования собственных звезд, а какие были подсвечены только ультрафиолетом квазара. В результате они выделили двенадцать объектов, которые, по мнению авторов исследования,  и есть настоящие темные галактики. По оценкам ученых, масса газа в каждой из них равна примерно миллиарду масс Солнца, что для галактики конечно не много, но на первом этапе эволюции Вселенной, до массовых слияний и поглощений, иного и быть не могло.

Двенадцать темных галактик Вы видите их впервые. Фото ESO, Digitized Sky Survey 2 and S. Cantalupo (UCSC)

Помимо прочего, ученые пришли к мнению, что если взять типичную звездообразующую галактику, и поставить ее в одну временную рамку с темной галактикой, то эффективность звездообразования последней окажется в сотню с лишним раз ниже (эффективность звездообразования определяется как отношение массы новообразованных звезд к массе газа, из которого звезды могут сформироваться). Подсчитано, что для данных объектов потребовалось бы более 100 миллиардов  лет, чтобы их газ превратился в звезды – огромный срок, более чем всемеро превышающий время, прошедшее с начала существования Вселенной. Однако результат согласуется с недавними теоретическими исследованиями, заключившими, что из-за низкого содержания металлов богатые газом маломассивные гало на больших удалениях могут отличаться очень низкой интенсивностью звездообразования.