Вторник, 23.04.2024, 23:42

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2018 » Март » 26 » Астрономы расследовали «космическую кражу»
26.03.2018 15:09

Астрономы расследовали «космическую кражу»

Откуда происходит газовый поток между Млечным путем и Магеллановым облаком? Астрономы, наконец, выяснили, откуда берутся эти гигантские массы газа между галактиками, и были очень удивлены: так называемая Leading Arm (т.е. «ведущая рука») происходит не из большей из двух соседних галактик, как это думали до сих пор. На самом деле гравитация Млечного пути вырывает газ из меньшего Магелланова облака. При этом интересно то, что этот газовый поток поставляет в Млечный путь сырье для нового звездообразования.

Могучий газовый поток, Leading Arm, простирается от Магеллановых облаков до Млечного пути. Но откуда оно происходит, до сих пор ясно не было. Фото Nidever et al/NRAO/AUI/NSF/Mellinger/Leiden-Argentine-Bonn/LAB Survey/Parkes Obs/Westerbork Obs/Arecibo Obs/Feild/STScI/NASA/ESA/A. Fox/STScI

Большое и Малое Магеллановы облака – это ближайшие соседи нашей галактики – Млечного пути, и они находятся в тесном взаимодействии как друг с другом, так и с нашей родной галактикой. Обе наши соседки связаны между собой как магнитным мостом, так и газовым потоком. Еще один газовый поток, который получил называние Leading Arm, протянулся от обоих Магеллановых облаков до Млечного пути.

От большей или меньшей соседки?

Но откуда исходит этот гигантский газовый поток? Известно, что возраст Leading Arm составляет от одного до двух миллиардов лет. И на протяжении всего этого времени его водород в форме газа является важнейшим сырьевым поставщиком для звездообразования во Млечном пути. Но из какой из двух соседок Млечного пути «высасывается» этот газ, до сих пор является предметом научных дискуссий.

«Поступает этот газ из Большого или из Малого Магелланова облака? И был он вытолкнут оттуда однократно, или это повторяется раз за разом? В этом заключался вопрос», - объясняет автор исследования Эндрю Фокс из Института исследования космоса с помощью космического телескопа в Балтиморе. Ему и его коллегам удалось прояснить эту загадку, проведя «космическую экспертизу» - они определили химические «отпечатки пальцев» газового потока. Для этого они с помощью космического телескопа «Хаббл» подвергли анализу спектр ультрафиолетового излучения семи квазаров, которые светят в нашу сторону через газовый поток.

Кража газа в крупных размерах

Результат оказался неожиданным. «Мы выяснили, что газ в потоке Leading Arm по всем параметрам происходит из Малого Магелланова облака», - говорит Фокс. Вопреки ожиданиям, огромный «газопровод» черпает свой материал (как минимум большей частью) в меньшей из двух Магеллановых галактик. При этом астрономы считают, что этот газ никак не мог двигаться в противоположном направлении, то есть из Магелланова облака, ибо значения кислорода в самой старой части этого потока для этого слишком низки.

Как они считают, сила притяжения большей из обеих галактик могла бы стать главной причиной «воровства» газа из меньшей галактики. «Большое Магелланово облако явно выиграло в «перетягивании каната», в результате чего оно высосало огромные количества газа из своей меньшей соседки», - объясняет Фокс.

Сырье для звезд и планет Млечного пути

Полученные новые знания важны также для нашего понимания Млечного пути и происходящих в нем процессов, считают исследователи. Сила гравитации нашей галактики настолько притянула Leading Arm к себе, что его основной уровень кардинально изменил свою форму. Вследствие этого возникли интерференции, которые во все большей мере стали фрагментировать газовый поток. Одновременно с этим в результате турбулентности в этой области возникают новые звезды и планеты.

«Понять процессы, которые вызывает в галактиках новый поступающий в них газ, это одна из важнейших целей астрофизики», - объясняют астрономы. - «А так как оба Магелланова облака располагаются, так сказать, «в нашем огороде», мы можем наблюдать за этим представлением как бы с первого ряда».

Больший и более изменчивый, чем считалось

Интересно еще вот что: газовый поток был явно вытолкнут не единовременно. Разница в элементарной структуре и составе указывает на то, что в газовом потоке Leading Arm существуют как минимум три различных по возрасту зоны. К тому же исследователи обнаружили явные сходства в составах газового потока Leading Arm и другого газового облака, раскинувшегося за обеими галактиками. Исходя их этого, ученые предположили, что оба газовых объекта происходят именно из Малого Магелланова облака.

Также астрономы выяснили, что Leading Arm значительно больше по размерам, чем предполагалось до сих пор. Эта газовая структура охватывает область неба от 60 до 80 угловых градусов. Причем точного картирования этой огромной области еще не существует, и этим Фокс и его коллеги собираются заняться на следующем этапе.