Среда, 24.04.2024, 06:42

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2010 » Март » 19 » Астрономы нашли еще две древние сверхмассивные черные дыры
19.03.2010 10:09

Астрономы нашли еще две древние сверхмассивные черные дыры

Астрономы нашли еще две древние сверхмассивные черные дыры. Открытие, основанное главным образом на наблюдениях  космического телескопа «Спитцер» (Spitzer), послужит лучшему пониманию эволюции объектов в молодой Вселенной.

Художественное изображение молодого квазара, образовавшегося в богатой звездами галактике. Фото NASA/JPL-Caltech

Самые большие из черных дыр «таятся» в ядрах галактик и, как правило, окружены структурами из пыли и газа, которые обеспечивают питание и рост черной дыры. Эти сверхмассивные черные дыры называются квазарами. Материя, падающая в черную дыру, разогревается и начинает интенсивно испускать излучение в различных диапазонах и тем самым становится доступна для наблюдения.

«Квазары производят огромное количество излучения, что позволяет их обнаружить буквально на краю наблюдаемой Вселенной», - сообщил один из авторов исследования.

Древние сверхмассивные черные дыры получили обозначение J0005-0006 и J0303-0019. По оценкам астрономов, они находятся на расстоянии около 13 миллиардов световых лет от Земли.

Первоначально о существовании этих далеких «пожирателях материи» стало известно благодаря программе Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey), которое в дальнейшем подтвердили наблюдения телескопа «Спитцер».

В очень ранней Вселенной не было пыли. Поэтому в спектрах этих далеких квазаров нет подписи тяжелых элементов - они просто еще не успели образоваться в термоядерном жаре звезд. Эти два объекта были отнесены учеными к классу самых далеких, а соответственно, и самых старых объектов из известных квазаров. К этому классу также относятся еще 19 древних квазаров, которые были открыты ранее.

Ученые определили массу черных дыр J0005-0006 и J0303-0019, получив дополнительные подтверждения того, что эти объекты образовались вскоре после Большого взрыва. Массы черных дыр J0005-0006 и J0303-0019 оказались самыми небольшими из всех известных квазаров молодой Вселенной. Можно сказать, что ученые смогли увидеть самые юные квазары нашего макромира.

По материалам universetoday.com