Суббота, 20.04.2024, 14:28

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2018 » Апрель » 24 » Астрономы: червоточины своими «тенями» отличаются от черных дыр
24.04.2018 13:07

Астрономы: червоточины своими «тенями» отличаются от черных дыр

Как минимум со времени выхода на экраны фантастического сериала «Звездный путь» (Star Trek) червячные дыры или червоточины перекочевали с помощью научной фантастики из чисто научной сферы в массовую культуру, где они стали «символом бесконечных далей Вселенной». Гипотетически космический корабль, пролетающий сквозь такую червоточину, мог бы перемещаться сквозь пространство быстрее света. А может именно такие червоточины позволяют высокоразвитым внеземным цивилизациям быстро преодолевать гигантские дистанции во вселенной? И вот индийские физики описали, как уже сегодня для земной науки отрывается возможность обнаружить такие червячные дыры, благодаря их «теням».

Художественное представление червоточины (рисунок). Иллюстрация JohnsonMartin / CC 0.

Проблема поднятой темы заключается в том, что, как и черные дыры, червоточину непосредственно увидеть невозможно. Группа исследователей под руководством Раджибула Шаиха из Института фундаментальных исследований Тата (Индия) описала, как определенная форма вращающихся червячных дыр отбрасывает продолговатую, слегка изогнутую и большую «тень», и как такую червоточину уже сегодня можно отличить от круглой тени черной дыры с помощью современных телескопов.

Такую «тень» создают фотоны (то есть частички света), которые обычно собираются в световом кругу вокруг входа в червоточину. Но стоит им приблизиться слишком близко к червячной дыре, они попадают внутрь ее, оставляя вместо себя темную пустоту, которую физики и назвали «тенью».

Правда, ученые еще раньше смогли просчитать «тень» вращающейся червячной дыры, но до сих пор они не принимали во внимание эффекта червоточины между обоими ее входами, цитирует LiveScience.com индийского физика. На основе нового анализа астрономы могли бы в принципе уже сегодня идентифицировать описанные «тени» червоточин и отличить червячную дыру от черной дыры.

Художественное представление путешествия сквозь червоточину (рисунок). Иллюстрация Les Bossinas (Cortez III Service Corp.), for NASA / Public Domain

Если это таки удастся, это станет не только подтверждением столь популярной в научной фантастике концепции Розена-Эйнштейна (червоточины назывались сначала по именам описавших их ученых – Альберта Эйнштейна и Натана Розена – мостами Эйнштейна-Розена, причем они описывались как «непроходимые кротовые норы»), но и одновременным доказательством существования экзотической материи, необходимой для того, чтобы червячная дыра оставалась стабильной и открытой.

Но авторы исследования все же подчеркивают, что их расчеты относятся лишь к определенному виду червоточин, и необходимо еще проверить, подходят ли они и для других видов подобных объектов.

Также при этом нельзя забывать, что фактическое существование червоточин до сих пор научно не доказано…