ВАЖ | Дата: Суббота, 28.01.2012, 09:15 | Сообщение # 2 |
|
|
Суперзнаток |
|
Группа: Постоянные |
Сообщений: 562 |
|
|
Статус: Offline |
Автор темы! |
|
|
О « начале начал» (происхождение Вселенной). «Отважься быть разумным!» Гораций. История человеческого познания – постоянная попытка прийти к самому на-чалу («началу начал») явленной нам Вселенной. Предлагаются, в основном, три концепции: научная, религиозная (в данной работе рассматривается библейская) и философская. Обычно используются три способа описания «начала начал»: - ситуацию «до – и - на» момент формирования Вселенной пытаются описать с помощью закономерностей, характеризующих уже состоявшуюся Вселен-ную, экстраполируя на эту ситуацию известные знания (научная концепция); - «начало начал» наделяется некоторыми конкретными признаками, которые объявляются не возникшими, а существующими изначально (материя, данная в ощущении); - «начало начал» выдается без пояснения, по формуле тождества, например, «Бог, есть Бог» как причина всего существующего (Бог, априорный творению в Библии). В работе делается попытка предложить еще один способ описания, исходя из понимания, что априорное начало, на которое опирается концепция, не мо-жет быть определено в рамках самой концепции. Научная концепция дается конспективно, как напоминание об известном. Две другие концепции пред-полагают определенные новации.
Вывод 1. Поиск «начала начал» должен замкнуть бесконечную последова-тельность «почему» в причинно-следственном описании нашего Мира.
Научная гипотеза происхождения нашей Вселенной. Основная научная модель Вселенной, характеризуется фундаментальными физическими константами, из комбинации которых выводятся, естественные (планковские) единицы измерения, определяющие возможность описания со-стояния Вселенной в рамках принятых сейчас теорий. Наиболее продвинутой на настоящее время гипотезой возникновения нашей Вселенной является теория горячей Вселенной и Большого взрыва. Чтобы объяснить начало Большого взрыва была предложена инфляционная теория, которая ввела в пояснение гипотетическое поле, названное инфла-тонным (от инфляция). Это состояние материи определили как ложный ваку-ум. Мы живем в низкоэнергетическом вакууме с энергией близкой к нулю, кото-рую называют темной энергией. Гипотетическое же инфлатонное поле пред-ставляет собой высокоэнергетический вакуум, который и предполагается на начальный момент. Ложный вакуум нестабилен и обычно очень быстро распадается, превраща-ясь в низкоэнергетический вакуум. Избыток энергии идет на порождение ог-ненного сгустка элементарных частиц. После разложения вакуума в жизни Вселенной заканчивается период инфляции, и она начинает развиваться в со-ответствии с представлениями стандартной космологии Большого взрыва. Сейчас уже доказана теорема, что инфляция вечна в будущем, но она не мо-жет быть вечной в прошлом, а это значит, что у нее должно быть какое-то начало. Анализ показывает, что наиболее вероятное начальное состояние вселенной имеет минимальные размеры и наивысшую энергию вакуума. Область бес-конечной плотности называют сингулярностью. Такое начальное состояние пока не может быть описано математически, но за ней признается физич-ность. Как видим, научная гипотеза пытается прийти к «началу начал», экстраполи-руя «назад» те знания, которые известны или будут известны об уже состо-явшейся Вселенной. Но, даже если будет получена теория, объединяющая все взаимодействия, поиск «начала начал» в рамках научной гипотезы все равно не даст корректный результат.
Вывод 2. Научная версия формируется на уровне наших знаний, которые концептуально строятся при допущениях, что все может быть объяснено универсальными физическими законами, выраженными в математической форме. Этими же допущениями и ограничиваются возможности этой версии. Вывод 3. Отличие научной версии от религиозной в том, что перед наукой можно ставить вопросы о началах и получать разные ответы, а ответом рели-гии будет единственная, не обсуждаемая версия.
Интерпретация происхождения Мира по Библии. Библия начинается описанием акта творения. В начале сотворил Бог небо и землю. Быт. 1,1 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою. Быт. 1,2 И сказал Бог: да будет свет, И стал свет. Быт. 1,3 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. Быт.1,4 Бог продолжает творение дальше и по завершении каждого акта Он произво-дит оценку сотворенного: "И увидел Бог, что это хорошо". По тексту получается, что Бог существовал до начала творения как просто Бог, а потом как Бог – Творец. В подтверждение этого факта приводится множество доводов, в том числе, взятых из науки. По сути, методически, теологи предлагают оппонентам от-ветить на вопрос: «Если не Бог, то Кто?», освобождая себя при этом от необ-ходимости доказывать, что «Все от Бога». С другой стороны, если Бог существовал до начала творения, то, как же то-гда, когда Он еще не стал Творцом, Его можно было бы охарактеризовать? Попытки определить Бога через перечисление или отрицание атрибутов при-водят лишь к не сходящемуся ряду и, по сути, к вынужденному тождеству: «Бог есть Бог». Но можно к рассмотрению Библии подойти не как к выдающейся религиоз-ной Книге, а как к выдающемуся литературному памятнику – одной из пер-вых антологий в истории человечества и, тогда, это не книга от Бога и не книга о Боге в Его религиозной ипостаси, а книга о Мире, написанная людь-ми, априорно верующими в существование монотеистического Бога и пы-тающимися выразить свою веру в словесных характеристиках этого Сущест-ва. Что же, если «не по вере», можно увидеть в тексте Библии? Ясно, что творе-ние осознанное и, до того как Бог начал творить, Он обладал сознанием, т.е. был нечто мыслящим, и, по основной характеристике, – Разумом. Об этом и написано в начале четвертого Евангелия. В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Иоан. 1,1 Oно было в начале у Бога. Иоан. 1,2 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Иоан. 1,3 Понимание термина «Слово» дается в "Притчах Соломоновых" как мудро-сти, взывающей к сынам человеческим. Слово как неизреченная мысль – об-щепринятое понимание «слова» в отличие от речи – мысли изреченной. Та-ким образом, сущностью Бога в Его изначальном контексте является мышле-ние, мудрость, разумность. В Библии в различных местах говорится о при-оритете Мудрости перед творением. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих искони: Прит. 8,22 От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Прит. 8,23 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источни-ков обильных водою, Прит. 8,24 Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселен-ной. Прит. 8,26 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Прит. 8,27 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их. Пс. 32,6 Бог говорит, что когда Он полагал основания земли и положил краеугольный камень, на котором утверждены эти основания, то это осуществлялось: "При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от ра-дости". Иов. 38,4-7. Похоже, в начале было нематериальное творение (Пс. 32,6) интеллигибель-ного мира. В Пс. 103 говорится, что фактически творение (или поддержание сотворен-ного) продолжается и сейчас: "Ты творишь…", "Ты напояешь…", "Ты произ-ращаешь…", "Ты простираешь…", "Все…ожидают...". То, что основная начальная сущность Бога – Разум, можно увидеть и в том, что, желая реально сотворить Адама по образу и подобию Своему, Бог «…вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» Быт. 2.7. Людей, сотворенных в первой главе, Он этим качеством не наделил. Обычно мудрость рассматривают как Софию, Премудрость Божию, образ самораскрытия Бога в процессе творения, первый этап этого творения. Счи-тается, что она возникает у уже существующего Бога, хотя при этом, дока-зать корректно априорное существование Бога невозможно. Если внимательно прочесть текст Иоанна Богослова, то из него следует не априорность Бога перед мудростью, а идея Бог – Разум. При этом предпола-гается искать то, из чего появилась Мудрость (Слово, Разум, Бог). Это что-то не может быть чем-то разумно упорядоченным, ибо Слово и есть Разум. Пе-ред рождением Мудрости могло существовать лишь нечто неразумное, не-упорядоченное и, в то же время, активное, способное к творению упорядо-ченного. Мудрость, появившись как нечто упорядоченное, должна была сохраниться, «отгородившись» от влияния той среды, из которой она появилась. Для этого ей нужно было замкнуться в своем существовании на себя. Замыкание Разу-ма на себя в процессе мышления называется рефлексией о себе, «мышлением о мышлении». У Декарта «мыслю» означает «следовательно, существую в процессе мышления как мыслящий предмет». То есть, мудрость, осознавшая себя Разумом, уже имеет сознание, содержанием которого является само-осознание Разума. Следующей мыслью Разума может явиться мысль о своем предназначении, осознании Себя Богом в функции Творца. Далее содержание сознания Разума будет все более и более обогащаться и интеллигибельное пространство все более и более расширяться. То есть, Бог – Разум не сразу есть «всё», а начинается с рефлексии о Себе.
Вывод 4. Религиозная версия ограничивается априорным назначением Бога началом всего, предлагаемого, по сути, в тождественной формуле: «Все от Бога, а Бог есть Бог». Не располагая определением Бога, теология, по факту, часто предъявляет Его по принципу: «Если не Бог, то Кто?» тогда, когда нау-ка затрудняется с пояснениями. Вывод 5. Обсуждать концепцию начала в тексте Библии можно лишь рас-сматривая ее в нерелигиозной интерпретации как книгу о Мире и своем бы-тии в этом Мире, написанную людьми, априорно верующими в существова-ние монотеистического Бога и пытающимися выразить свою веру в словес-ных характеристиках этого Существа. Вывод 6. Обычно, при рассмотрении содержания Библии, религия много го-ворит о Боге в функциях Творца и Господина, практически не разъясняя, кем Он был до начала творения. Если же Библию прочитать не религиозно, а как книгу, написанную людьми, то станет ясно, что в своем априорном (до нача-ла творения) существовании Бог был Разумом, основным качеством которого было мышление.
Философская концепция. Выше было сказано, что и научная и библейская концепции внутри себя не могут описать «начало начал». Это естественно, т.к. формулирование на-чальных понятий – прерогатива философии. Но и в философии многочислен-ные попытки вывести «начало начал», т.е. определить наиболее общие поня-тия (категории) через вывод, с неизбежностью приводят к «зацикливанию». «Философский энциклопедический словарь» 1983г.: «Бытие – реальность, существование объективно, вне и независимо от сознания человека», «Суще-ствование – синоним бытия», «Материя – объективная реальность, данная в ощущениях», «Объективная реальность – см. материя» и т.д. «Краткая философская энциклопедия» 1994г.: «Бытие – реальность, сущест-вование в мире», «Существование – экзистенция», «Экзистенция – существо-вание в его простейшей фактичности, экзистенциальный – относящийся к существованию» и т.д. Два направления: материализм и экзистенциализм, а результат попытки корректно определить общие понятия одинаковый. Часто, не сумев определить начальные понятия, их, по сути, назначают дек-ларативно: «Начало всего – Бог» или «Начало всего – Материя» (в контексте: материя – причина самой себя). Иногда назначают и несколько априорных начал. Поэтому, понимая, что «начало начал» не может быть выводным из-за того, что предыдущее начало должно быть более «начальным», чем то, которое выводится, предлагается его принять на оговоренных принципах.
Как известно, Декарт допускал, что для получения знаний необязателен де-дуктивный вывод. Достаточна очевидность идеи, ее ясность и отчетливость для ума. Правда, Декарт эту ясность видел в интуиции ума. Но, ввиду все-общности начальных понятий, их очевидность должна быть не субъективной, зависящей от личной интуиции субъекта, а объективной, например, получен-ной многими людьми из внешнего опыта. Понимание «очевидный» полагает-ся в ряду следующих синонимов: явный, бесспорный, несомненный, ясный, явственный, понятный, отчетливый, самоочевидный и т.д. Итак, чтобы не «зацикливаться» в определении начального понятия при его выводе и не назначать его декларативно, предлагается при выборе начально-го понятия следовать критерию: « Начальным понятием является понятие, содержание которого очевидно, а соответствующий этому содержанию объ-ем (без какого-либо дополнительного пояснения) включает всю реальность» Таким максимально общим понятием представляется понятие с именем – «отношение». Это понятие часто рассматривается в философии как категория. Но, хотя признается, что все в мире соотносится, понятие не используется в определе-нии бытия. Пояснение содержания этого понятия предполагается взять из «живого» языка и, таким образом, без вывода считать его общеизвестным и очевидным. Можно сказать, что практически каждому ясно, что такое «от-ношение» (без определения) и каждый может привести множество конкрет-ных примеров. В предлагаемом варианте рассматриваются в единстве «от-ношение» как начальное понятие, «предметы», как нечто (что), находящееся в отношениях и их «свойства», характеризующие способ участия предметов в отношениях. Фактически, предметы как определенность существуют только в отношениях. Первая группа определений: Бытие – единство в своем существовании предметов, их отношений и свойств. Нечто – термин, обозначающий что-то, не имеющее имени. Ничто (ни что) – имя того, что никак не может быть соотнесено с понятием бытия (отношения). Небытие – возможность бытия, то, что уже не бытие и еще не бытие; пред-ставляется в виде понятия, соотнесенного с понятием бытие. Существование – вообще наличествование, «естьность», аналог связки «есть» в предложении. Не существование как, где и т.п. – «не есть» в предложении, не является признаком. Как можно увидеть, в определения попало «небытие», соотнесенное с «быти-ем». Это не «ничто», а, как бы, раздвоение «чтойности» через выделение возможности предваряющей «бытие». Полагаем, что принятые три вида существующего: Бытие, Небытие и Ничто составляют все существующее (Сущее, Существующий Мир). В данном слу-чае, все есть все и невсе (не все) – часть всего. Совокупность всего бытийст-вующего, провязанного отношениями, может рассматриваться как Мир Бы-тия, который отграничен тем, что вне его границ нет ничего, что находилось бы с ним в отношениях. По аналогии с античностью, состояние нечто в про-цессе постоянного опредмечивания – распредмечивания можно назвать хао-тическим, а Мир Небытия – Хаосом. Как очевиден факт наличия отношений, так и ясно, что отношения различа-ются по типам: геометрические, физические, производственные, логические и т.д. Логично допустить и характеристику бытия по определенному типу отношений. Мир такого бытия можно назвать пространством данного типа отношений. В зависимости от того, существование каких отношений априорно должно предшествовать данному, можно выстроить иерархию отношений. Например, физические отношения реализуются лишь при наличии геометрических, а родственные – частный случай общечеловеческих. Ничто и Хаос совечны. Бытие имеет начало, т.к. принятие изначально любого конкретного типа бытия означает принятия изначально какого-либо призна-ка, которым придется наделить все бытийствующее. Хаос не является обра-зованием с какими-либо конкретными, например физическими, признаками. Определенность имеет место в бытии, а Хаос – небытие. Но, когда сформи-ровано пространство, то это уже бытие и в этом пространстве определенных отношений можно говорить о параметрах данного пространства, например «поля» и «энергии». Таким образом, Хаос есть лишь потенциальная возмож-ность появления неограниченного никакими априорными условиями, в част-ности, предопределением, Мира бытия. Таких миров, представляющих собой пространства, замкнутые по какому-либо типу отношений, может быть бес-конечное количество.
Вывод 7. Итак, дать описание «начала начал» в рамках какой-либо другой концепции, описывающей Вселенную, кроме философии, невозможно. Но многочисленные попытки получить «начало начал» путем вывода с неизбеж-ностью приводят к «зацикливанию», так как для вывода требуется более «на-чальное» начало, чем выводимое. Поэтому, часто «начала начал» предлага-ются с априорным (без вывода) присвоением некоторых качеств, например, «Материя – объективная реальность» и т.п., которые, в свою очередь, тоже требуют пояснение. Вывод 8. В данной работе начальным понятием предлагается понятие «от-ношение», которое, хотя и рассматривается в философии как категория, но в определении бытия не применялось. Понимание содержания понятия не вы-водится, а считается очевидным. По сути, выбор этого понятия сделан из следующих соображений. Специфика нашего мышления такова, что всё рас-сматривается в соотнесенности, в том числе, и в такой же форме описывается сущее. Как понятие «живого» языка «отношение» настолько очевидно и яс-но, что без какого-либо дополнительного определения, каждый может при-вести множество конкретных примеров, входящих в объём понятия. По фак-ту, с очевидностью можно говорить, что всё в Мире «пронизано» отноше-ниями, и объем понятия включает всю реальность. Наконец, с опорой на дан-ное понятие представляется возможным выведение других понятий, начиная с понятия «бытие» и все эти понятия будут напрямую приобщены к реально-сти. Вывод 9. Определение бытия через отношение предполагает разделение его на пространства различных отношений; взаимодействие пространств через сложные предметы и т.д. При этом можно отметить, что не обязательно про-странства базируются на геометрически протяженном основании, т.к. могут быть отношения не связанные с геометрическим пространством. Вывод 10. По логической соотнесенности с понятием «отношение» призна-ются существующими Ничто, Небытие (Хаос) и Бытие. При этом Бытие не относится к абсолютным началам, а имеет начало в Хаосе. У Хаоса нет ника-ких конкретных характеристик, в том числе и физических, кроме функции – потенция бытия, и он не может рассматриваться ни в какой конкретике, на-пример, типа физического вакуума. Бытие зарождается (имеет начало) в Хао-се в виде, замкнутого на себя, пространства отношений – мира бытия, от-граниченного тем, что вне его границ нет ничего, что находилось бы с ним в отношениях. Среди множества миров бытия случайно зародился и наш Мир бытия. Вывод 11. Как представляется очевидным наличие отношений, так же ясно, что эти отношения иерархичны. Наиболее часто в истории философии встречается антагонизм двух начал: материального и духовного. За материей признается признак «геометриче-ской протяженности», а за духовностью – «мышления». При этом каждое из этих начал может характеризоваться также отсутствием характеристики дру-гого начала. В соответствии с иерархией можно предположить и формирование Вселен-ной (Мира нашего бытия). И, если полагать, что начальными отношениями являются геометрические (материя) и (или) мыслительные (сознание), то можно считать, что именно эти отношения постоянно возникают и разруша-ются в Хаосе. Как вывод из предложенной философской концепции можно предложить версии о «начале начал» к различным гипотезам. С точки зрения выбора начала, уже не важно, какая теория формирования Вселенной будет принята дальше.
Версия к началу научной гипотезы. Известно, что Эйнштейн пытался создать единую теорию поля, в которой все силы природы (фундаментальные взаимодействия) слились бы воедино на основе чистой геометрии. Исходя из иерархии отношений, допускаем суще-ствование пространства геометрических отношений до появления простран-ства физических отношений. Сейчас практически показано, что геометрия нашей Вселенной от планковской длины до 1028см. (наблюдаемая часть Все-ленной) является евклидовой, т.е. подчиняется аксиоматике Гильберта, что позволяет принять понимание пространства, как определенного образования из точек с ненулевым размером. Итак, предполагаем, что в Хаосе случайно «рождаются» различные геометрические образования. Точки, линии и плос-кости, как незамкнутые, тут же «съедаются» Хаосом, а пространство, в силу своей замкнутости «выживает». Получается, что пространство для нашего Мира бытия в виде пространства геометрических отношений и время в этом Мире формируются на начало его формирования, а не на начало формирова-ния Вселенной, которых, кстати, может быть много. Сразу возникают вопро-сы. Что это за пространство? Можно ли говорить о поле с «частицами» - гео-метрическими точками? Как можно прийти от этого поля к уже описываемо-му сейчас ложному вакууму? Можно ли говорить о формировании массы в геометрическом пространстве, в соотношении кривизна - масса, дающей на первый момент очень высокую плотность (мгновенный вброс частиц), а да-лее эволюционное развертывание Вселенной при соблюдении условий соот-ветствующих фазовых переходов?
Версия к началу при нерелигиозном прочтении Библии. В Хаосе «выживают» только замкнутые пространства. Выше было рассмот-рено замкнутое пространство геометрических отношений. Но как можно представить начальное пространство отношений мышления замкнутое на се-бя? Декарт не дает определения «мыслю». Для него этот акт – очевидность, самоидентификация, по сути, возвращение разума к себе – рефлексия. Таким образом, начальное духовное пространство – это замкнувшийся на себя (в ак-те рефлексии) Разум (по Библии – Бог). По мере «намысливания» информа-ции, это пространство расширяется, формируя информационное поле. У Аристотеля есть учение о неподвижном Уме - Перводвигателе, мыслящем самого себя. По Библии, похоже, в процессе рефлексии Бог помысливает Се-бя Творцом и начинает творить. Причем, вначале, Он творит интеллигибель-ный мир идей (ангелов), а потом уже чувственный мир, сотворив предвари-тельно материю (материал). Итак, в материалистической концепции первичным является пространство геометрических отношений, в идеалистической – пространство отношений мышления. Эти пространства отграничены по признаку геометрической про-тяженности. Можно домысливать и дальше, допустив формирование Мира бытия в виде пары пространств (по аналогии «частица – античастица» из ва-куума).
Вывод 12. При разработке научной гипотезы происхождения Вселенной можно допустить, что в первой стадии своего бытия (после случайного воз-никновения из Хаоса) наш Мир бытия существовал в виде замкнутого на се-бя пространства геометрических отношений, представленных в аксиоматике Гильберта. Если теперь через какую-либо научную гипотезу связать это пер-вичное пространство с известными научными положениями, то можно гово-рить о научной гипотезе, началом которой будет версия случайного проис-хождения нашего Мира бытия из Хаоса в виде пространства геометрических отношений. Вывод 13. Вторая гипотеза – возникновение интеллигибельного Мира бытия в виде пространства отношений мышления. Основной вопрос при этом – пе-реход к сенсибельному миру, данному нам в ощущениях. В Библии этот во-прос не стоит, так как все творит Бог. Причем, вначале, Он творит интелли-гибельный мир, а потом сенсибельный в присутствии сыновей Божьих. Вывод 14. Наконец, возможна третья гипотеза – одновременное возникнове-ние двух пространств, с какими-то пока неясными отношениями, в одном мире бытия, разворачивающемся сразу в виде взаимосвязанных пространств через общие предметы. Вывод 15. Примером такого сложного предмета двух пространств является человек, в котором материальное и нематериальное пространства находятся в отношении взаимозависимости. Кстати, в Библии интеллигибельные сыны Божии входили к сенсибельным дочерям человеческим и те рожали им детей. Вывод 16. Наиболее принципиальным вопросом в дальнейших определениях представляется квалификация пространств и их соотнесенность через слож-ные предметы. При этом можно фантазировать о пространстве без матери-альных носителей, например, информационном или обсуждать эффект, кото-рый сейчас называется телепортацией. Вывод 17. Последовательность посылок при выведении концепции следую-щая: в рамках науки корректное определение «начала начал» невозможно; библейский Бог, априорный творению, не определен; при нерелигиозной ин-терпретации Бог – есть Разум (Мудрость), имеющий начало; в философии попытка определения «начала начал» приводит к «зацикливанию»; за на-чальное понятие принимается понятие «отношение», очевидность содержа-ния которого осмыслена людьми в процессе их опыта; понятие «бытие» оп-ределяется как единство предметов, их отношений и свойств; в существую-щем мире существуют «ничто», «небытие (хаос)» и «бытие»; в материализме началом является мир бытия, случайно возникший из Хаоса в виде замкнуто-го на себя пространства геометрических отношений; в идеализме – простран-ство отношений мышления; в дуализме – взаимодействие обоих пространств в едином мире бытия, например, взаимодействие Бога – Разума и материи.
|
|
|
|
ВАЖ | Дата: Вторник, 31.01.2012, 14:08 | Сообщение # 17 |
|
|
Суперзнаток |
|
Группа: Постоянные |
Сообщений: 562 |
|
|
Статус: Offline |
Автор темы! |
|
|
Мне непонятно, почему обсуждение пошло по частностям. Из того, что я прочел в интернете, мне казалось, что в теме есть новации, в частности, интерпретация Бога, априорного творению, имеющего начало или предложение определения «бытия» через «отношение» и, главное, предложение общего начала для всех концепций и т.д. Если вы не согласны, предложите другие варианты. Ведь тема «вечная. В чем моя ошибка? Хотелось бы обсудить следующие утверждения, обобщающие изложенное в предлагаемой работе. Сейчас научная концепция в наиболее известной гипотезе происхождения вселенной остановилась перед сингулярностью. Но, даже, если будет найдена теория, объединяющая все взаимодействия, определить «начало начал» в рамках концепции, что все может быть объяснено законами, описывающими уже готовую вселенную, невозможно. И, соответственно, экстраполяция закономерностей, характеризующих состоявшуюся вселенную, на момент начала её формирования, непродуктивна. Отсюда, можно сделать вывод, что научная концепция «внутри себя» описание «начала начал» дать не может. Библейская концепция в первой главе Бытия предлагает, по сути, следующую последовательность: в начале существовал никак не характеризуемый Бог, потом Бог начал творить и стал характеризоваться как Творец. До приобретения этого качества Бога можно было бы представить лишь в виде тождества «Бог есть Бог». Если прочитать Библию более внимательно, то можно найти и другие характеристики, в частности, мудрость, обозначающую мысль (мышление). В теологическом аспекте предполагается, что мудрость апостериорна творению. В данной работе – априорна. Но и эта априорная творению мудрость «родилась», т.е. было что-то начальнее этого Бога – Разума. Это начало не является разумно структуированным и никак не описано в тексте Библии. Вывод: Библия внутри своего текста не содержит описания «начала начал». Философия изначально позиционировалась как наука о началах. Но можно увидеть, что все попытки корректно определить «начало начал» через вывод с неизбежностью приводят к зацикливанию (примеры в тексте работы). В связи с чем, предлагается принять это понятие на оговоренных принципах. Таким понятием является «отношение», которое, хотя и рассматривалось иногда, как категория, но никогда не участвовало в определении «бытия». С опорой на понятие «отношение» формируются и другие понятия и, в первую очередь, Ничто, Небытие (Хаос) и Бытие, которое случайно появляется из Хаоса в виде Мира бытия – провязанного отношениями пространства, отграниченного тем, что вне его границ, нет ничего, что находилось бы с ним в отношениях. Предполагается три возможных начальных варианта: материальный мир – пространство геометрических отношений, интеллигибельный мир - пространство отношений мышления и комплексный мир бытия, в котором оба вида отношений взаимно соотносятся. Возникновение таких миров весьма вероятна, т.к. речь идет о самых простых отношениях, на «производство» которых, по определению, и предназначен Хаос. Для всех дальнейших утверждений в рамках какой-либо концепции априорно предлагаются: пространство геометрических отношений или (и) пространство отношений мышления. Обоснование вида начального бытия может подтверждаться качеством дальнейшего описания в рамках научной, теологической или какой-либо другой концепции происхождения вселенной.
|
|
|
|