Пятница, 29.03.2024, 04:17

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2018 » Март » 12 » Возможно, комета Чурюмова-Герасименко возникла значительно позже, чем считалось
12.03.2018 18:01

Возможно, комета Чурюмова-Герасименко возникла значительно позже, чем считалось

То, что комета 67Р/Чурюмова-Герасименко образовалась в результате столкновения, считается наиболее вероятным сценарием. Но вопрос, когда это произошло, остается открытым.

Снимок кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко с расстояния в 171 километр. Фото ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team

Исследователи находят все больше указаний на то, что комета 67Р/Чурюмова-Герасименко значительно моложе, чем это предполагалось до сих пор. Компьютерное моделирование в очередной раз подтвердило, что комета Чурюмова, ставшая целью привлекшей всеобщее внимание миссии Европейского космического агентства ESA, возникла вследствие интенсивного столкновения двух космических тел. Но такие столкновения случались не только в ранней фазе развития нашей Солнечной системы 4,6 миллиарда лет назад, но и позже, говорится в статье в отраслевом издании Nature Astronomy.

Необычная форма

Компьютерное моделирование осуществила международная группа исследователей в сотрудничестве со швейцарскими астрофизиками Мартином Ютци и Вилли Бенцом. При этом ученые смоделировали сильную коллизию ядер двух больших комет и изучили полученные результаты. «Расчеты показывают, что большая часть материала, образовавшегося вследствие удара, собирается затем в множество более мелких тел», - говорит Ютци. И эти новые возникшие объекты имеют, соответственно, различные размеры и формы. Причем многие из них, как показало моделирование, могут обладать продолговатой формой и быть разделенными на две части, как это имеет место с кометой 67Р.

Исследователи считают тонкую «шею» кометы свидетельством того, что она намного моложе, чем было принято считать. Фото ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team

«Мы были удивлены, что при столь мощной коллизии явно лишь малая толика материала в значительной мере сжимается и нагревается», - продолжает Ютци. К тому же этот материал отбрасывается на значительное расстояние и практически не используется в формировании оставшихся тел меньшего размера, которые образуют новое поколение ядер комет. Что же касается комет, которые участвовали в столкновении, то их летучие вещества остаются, так как они выдерживают даже самые сильные удары.

Столкновение на скорости в 3000 метров в секунду

Новое поколение комет, образовавшееся после коллизии, имеет меньшую плотность и содержит большое количество летучих веществ, говорят ученые. Именно эти свойства были подтверждены и в отношении кометы Чурюмова-Герасименко. То есть сомнений в том, что она образовалась в результате сильного и недавнего по космическим меркам столкновения, практически не остается.

На созданной модели были проведены систематические исследования, что произойдет, если друг в друга ударятся небесные тела разных размеров и под различными углами, при этом диапазон скоростей составлял от 20 до 3000 метров в секунду. Результат показал, что через часы и дни после столкновения небольшие фрагменты снова мягко собираются во временные скопления.

Причина слоистой структуры

Такая модель дает возможное объяснение загадочной структуры кометы Чурюмова. В то время как комета уже получила свою форму, небольшие фрагменты и частички из близкого окружения продолжали оседать на ней. Этот материал плоским слоем оседал на поверхности, а поверх него продолжали осаждаться новые частицы. Такой процесс и стал причиной слоистой структуры поверхности небесного тела. Когда на комету попадали большие глыбы, могли образовываться пустоты, которые со временем превращались в пространные выемки. Именно такие структуры и были обнаружены европейским зондом Rosetta на этой комете.

Еще раньше Ютци и Бенц пришли к выводу, что комета 67Р/Чурюмова-Герасименко получила свою форму не во время возникновения Солнечной системы. Они считают, что ее слабое место, то есть тонкая перемычка между обеими частями кометы, не смогло бы продержаться несколько миллиардов лет и было бы разрушена неизбежными в космосе регулярными ударами и столкновениями даже с небольшими объектами. К тому же они склоняются к мысли, что комета Чурюмова возникла в результате относительно мягкого удара.