Пятница, 26.04.2024, 03:07

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2014 » Октябрь » 30 » В системе двойной звезды обнаружен источник доставки вещества для формирования планет
30.10.2014 15:26

Астрономы, работающие с данными радиотелескопа ALMA, обнаружили в двойной звездной системе протяженные сгустки газа, протекающего из массивной части внешнего газо-пылевого диска к внутренним частям системы.

Система GG Tau-A в представлении художника. Иллюстрация: ESO/L. Calçada

Исследование проводила группа ученых под руководством Анны Дютрей (Anne Dutrey) из Лаборатории астрофизики в Бордо (Франция) и Национального центра научных исследований (Франция).

Они исследовали двойную звездную систему GG Tau-A, расположенную на расстоянии около 450 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Система довольно молодая - ей всего несколько миллионов лет. GG Tau-A содержит два диска: один большой, окружающий всю систему в целом, и второй, расположенный внутри системы. В шутку, эту структуру назвали "колесом в колесе". Именно внутреннее "колесо", масса которого сравнима с массой Юпитера, привлекло внимание астрономов.

Дело в том, что внутренний диск теряет материал, поглощаемый центральной звездой с огромной скоростью. По расчетам астрономов, оно уже давно должно было исчерпать свои запасы. Логично предположить, что если этого не происходит, то "внутреннее колесо" каким-то образом постоянно пополняется запасами вещества.

И вот, проведя исследование двойной звезды с помощью телескопа ALMA, группа исследователей сделала потрясающее открытие. Были обнаружены газовые сгустки, соединяющие внутренний и внешний диск между собой. Наблюдения показали, что по "газовым мостам" внешний диск переправляет свое вещество внутреннему диску.

"Компьютерные модели предсказывали перенос вещества из одной области в другую, но мы не могли наблюдать этого ранее. Обнаружение сгустков указывает на то, что материал перемещается между дисками. Наблюдения показали, что внешний диск может поддерживать внутренний в течение длительного времени. В концов, это может перейти в потенциальное формирование планет, - рассказывает Анна Дютрей.

Известно, что планеты рождаются из материала, оставшегося после рождения звезды. Это длительный процесс, и наличие массивного газо-пылевого диска является одним из важных условий при формировании планет. Если питание внутреннего диска наблюдается с помощью ALMA в этой системе, то не исключено, что есть другие подобные звездные системы.

Раньше астрономы искали экзопланеты в системе звезд, похожих на Солнце. Недавно было доказано, что большая часть планет-гигантов проживает в двойных системах. Последнее исследование указывает на возможность существования планет в кратных звездных системах. Таким образом, у "охотников за экзопланетами" появились новые потенциальные места для поиска экзопланет.

Почти половина известных солнцеподобных звезд сформировалась в двойных системах. Таким образом, мы нашли механизм, поддерживающий формирование планет, который применим к значительному числу звезд в Млечном Пути. Наши наблюдения являются большим шагом к истинному пониманию формирования планет", - заключает Эммануэль Ди Фолько (Emmanuel Di Folco), соавтор статьи.