Pulsar

Пятница, 24.05.2024, 17:08


Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории
Новые статьи
Новое на форуме
Опрос
Как Вы попали на сайт ?
Всего ответов: 8729
Главная » Статьи » Необычные факты » 22.04.2024 » 21:08

Красота творения рук человеческих: рассматриваем вблизи стыковочный узел космического корабля «Союз»

Несмотря на простоту фотографии, полученной 15 марта 2019 года с борта Международной космической станции (МКС) Олегом Дмитриевичем Кононенко во время стыковки корабля «Союз МС-12», чей узел и запечатлён, она получила большое распространение среди любителей космонавтики. Во-первых, кадр действительно красивый, во-вторых, его высокое разрешение позволяет детально рассмотреть некоторые компоненты узла вблизи.

Итак, перед нами Система стыковки и внутреннего перехода, также известная как Российская система стыковки. Устанавливается на пилотируемые корабли «Союз», беспилотные грузовые «Прогресс», а также ставилась на выведенные из эксплуатации советские Транспортные корабли снабжения и европейские грузовые ATV.

Credit: Госкорпорация «Роскосмос».

На снимке хорошо виден узел, а также то, что вне его части корабль покрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией тёмного цвета. При этом видна лишь одна антенна системы «Курс-НС» — именно она ведёт корабль к станции. «Курс-НС» может работать самостоятельно, главное, чтоб на станции работал её второй компонент, но дополнительно современные корабли могут использовать данные ГЛОНАСС и GPS. Единственная попавшая в кадр антенна системы «Курс-НС», что напоминает соты и закрыта защитной тканью, видна в левой верхней части изображения. Это антенна ориентации АО-753А, ещё несколько антенн, но уже иных конструкций (2АСФ1-М-ВКА и АСН-К), на снимке не видны. Снизу под антенной расположен выступ для камер, они видны если увеличить изображение. Также на снимок не попал иллюминатор-блистер, который используется при ручной стыковке, а также светодиодный фонарь.

Теперь рассмотрим сам узел. Вперёд вытянут щуп, который выдвигается перед стыковкой, на его конце расположен набалдашник. В нём можно выделить «лепестки»-полусферы, которые при контакте с конусом стыковочного узла станции (пассивного причала) дают электронике корабля узнать об этом (сигнал «Контакт»). Щуп входит в конус, затем его конец захватывается мягким захватом с защёлкой и втягивается с помощью электрических двигателей, чтобы обеспечить выравнивание. Затем восемь замков жёсткого захвата, которые расположены вокруг переходного туннеля для космонавтов с внутренним диаметром 800 мм и хорошо видны на снимке, прочно скрепляют два узла. После жёсткого закрепления давление между стыкуемыми аппаратами выравнивается через интерфейс проверки герметичности системы.

Кольцо вокруг туннеля содержит ряд многоконтактных разъёмов (характерное решение для техники, которое используется в космосе и других областях), обеспечивая передачу электроэнергии и данных, а также интерфейсов перекачки топлива. Кстати, при увеличении видно, что многие разъёмы подписаны вручную. Две чёрные «кнопки», расположенные сверху и снизу переходного туннеля, — пружинные толкатели, которые отталкивают корабль при расстыковке.

Кстати, а как эта система отличается от тех, что используются на американском сегменте МКС? Там применяются свои решения. Для грузовых космических кораблей Cygnus и HTV используется Единый механизм пристыковки — очень простая, лёгкая и дешёвая система, но за это приходится платить: стыковка осуществляться с помощью манипулятора Canadarm2. Также ранее с помощью неё стыковался грузовой космический корабль Dragon. Для пилотируемых космических кораблей, таких как, например, Crew Dragon или CST-100 Starliner, а также для обновлённой версии грузового Dragon — Cargo Dragon, используется более сложная Система стыковки NASA, которая также известна как Международная стыковочная система слабого столкновения. Это реализация Международного стандарта стыковочной системы. Она использует специальные лепестки с зажимами, имеет пиротехническую систему экстренной расстыковки, а её интерфейсы могут передавать электроэнергию, данные, воздух, топливо, воду и гидравлическую жидкость. Вместо радиоимпульсов, как на «Курсе-НС», используется оптическая система, состоящая из лазерных дальномеров. Кстати, аналогичную оптическую систему в будущем планируют использовать и на российских космических кораблях. А вот на космическом корабле Dream Chaser, первый пуск которого запланирован на лето 2024 года, используется Международный пассивно-активный стыковочный механизм. Так как он тоже создан с использованием Международного стандарта стыковочной системы, то сможет легко стыковаться с Системой стыковки NASA.

Категория: Необычные факты | Добавил: shtonadobno (22.04.2024) | Автор: «Пульсар» и «Земля и Вселенная»
Просмотров: 240 | Теги: прогресс, стыковка, Космос, ATV, МКС, техника, роскосмос, Союз | Источник статьи
Всего комментариев: 0
avatar
Вход

Профиль
Пятница
24.05.2024
17:08

Интересное
Поиск по сайту

Новости космоса на главной странице Яндекса.

Добавьте наш виджет, кликнув по картинке, и будьте всегда в курсе последних событий.


Чат Пульсар
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0