Пятница, 19.04.2024, 19:42

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2018 » Декабрь » 12 » В галактике М86 обнаружен загадочный ультраяркий рентгеновский источник
12.12.2018 15:45

В галактике М86 обнаружен загадочный ультраяркий рентгеновский источник

Ученые теряются в догадках, какие астрофизические процессы могут вызывать столь высокоэнергетические устойчивые процессы.

Снимок, сделанный телескопом Hubble, отображает эллиптическую галактику Messier 86  в центре соседнего звездного скопления Девы. В галактике находятся сразу два странных ультраярких рентгеновских источника.
Фото: NASA

Астрономы с помощью космического телескопа NASA Chandra обнаружили неизвестный до сих пор и крайне необычный рентгеновский объект. Ультраяркий источник излучения в эллиптической галактике Messier 86 (М 86), что в созвездии Девы, удаленной примерно на 56 миллионов световых лет от нас и приблизительно на 60 тысяч световых лет от центра своей галактики, стал для ученых серьезной загадкой.

Ультраяркие рентгеновские источники, сокращенно ULX, с Земли наблюдаются практически точечными объектами, яркость которых может сравниться лишь с редкими другими феноменами. Большинство известных до сих пор ULX-источников выделяют в рентгеновском диапазоне больше энергии, чем миллион звезд размером с Солнце во всем световом спектре вместе взятом. И по интенсивности эти рентгеновские излучатели уступают лишь активным ядрам галактик. Но по своей равномерной яркости они значительно превосходят все звездные процессы, которые наблюдались когда-либо до сих пор.

Неожиданные источники

Большинство галактик имеют максимум один такой ультраяркий рентгеновский источник. Но исследователям удалось уже разглядеть звездные островки, где таких ULX имеется несколько. Большинство из них являются спиральными галактиками и галактиками со вспышкой звездообразования, то есть там, где рождается значительно больше звезд, чем в обычных галактиках. В эллиптических же галактиках ультраяркие рентгеновские источники встречаются значительно реже

И уже лишь с этой точки зрения M86 tULX-1 - именно так называется идентифицированный в галактике Messier 86 рентгеновский источник представляет собой нечто особенное. Дело в том, что он представляет собой не единственный подобный источник в этой эллиптической галактике: там существует также как минимум еще один ULX. Объект, получивший обозначение CXO J122611.830+125647.80 был обнаружен в галактике Messier 86 еще в 2011 году.

Два возможных сценария

Какие астрофизические процессы обеспечивают энергию для новооткрытого рентгеновского излучателя, не могут пока что понять ученые во всем мире, в том числе и Леннарт М. ван Хаафтен и его коллеги из Техасского технического университета в Лаббоке. Исследователям совсем недавно удалось обнаружить M86 tULX-1 в ходе работы с архивными данными космического телескопа Chandra.

Опираясь на спектральные измерения телескопа Chandrs, астрономы все же в опубликованной ними статье рассуждают о двух возможных сценариях. Они считают, что в этом случае речь может идти, скажем, о звездной черной дыре массой от 30 до 100 солнечных масс, собирающей материю от какой-то звезды-гиганта вокруг себя. Либо, что ученые считают еще более вероятным вариантом, M86 tULX-1 - это объект, представляющий собой своеобразную переходную фазу между обычной черной дырой звездной массы и черной дырой в ультраяркой стадии.