Понедельник, 06.05.2024, 06:32

Какая планета лишняя?
Главная » 2010 » Март » 25 » Ученые раскрыли тайну рождения самых массивных звезд
25.03.2010 09:00

Ученые раскрыли тайну рождения самых массивных звезд

Рождение одних из самых массивных звезд, от десяти до ста раз превышающих массу Солнца, являлось загадкой для астрофизиков на протяжении десятилетий.

Имитация  образования массивной звезды вдоль плоскости пылевого диска. Иллюстрация: Peters, et al. 2010 press esc to close

После того, как в центральной части протозвезды давление и температура становятся достаточно высокими, возникает термоядерная реакция превращения водорода в гелий, и звезда начинает сиять. Ультрафиолетовое излучение ионизирует окружающий газ, нагревая туманность до температуры около 10 000 градусов по Цельсию. Это позволяет предположить, что рост массивной звезды должен сойти  на нет или даже прекратиться, поскольку окружающий газ будет «сдуваться» наружу излучением от звезды. Однако этого не происходит. Почему?

Группа исследователей из Гейдельбергского университета, Американского музея естественной истории, Национальный независимого университета в Мехико и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, проведя компьютерное моделирование процесса образования сверхмассивных звезд, сделала вывод, что материя облака может образовывать плотные нитевидные структуры, которые затем начинают поглощать излучение от звезды, когда оно проходит через них. Излучение, таким образом, подогревает остатки газопылевого облака, заставляя его мерцать подобно огоньку свечи, но оно неспособно распылить его в пространство.

«В процессе формирования массивных звезд участвует огромное количество газа. Под действием гравитации частицы газа и пыли начинают понемногу конденсироваться с образованием  плотных протяженных нитей, которые затем и служат пищей для быстро растущей звезды в недрах газопылевого облака», - сообщил Мардохей-Марк Maк Лов, один из авторов исследования.

Результаты, полученные командой ученых, показывают, что межзвездный газ вокруг массивных звезд не падает равномерно на звезду, а вместо этого закручивается в форме нитевидных плотных сгустков материи. Эта метаморфоза происходит из-за того, что количество газа настолько велико, что он под действием собственной гравитации приобретает форму нитевидных спутанных структур. По мере приближения их к звезде, эти плотные спутанные структуры начинают поглощать ультрафиолетовое излучение, исходящее от звезды, защищая тем самым туманность пыли и газа от его воздействия. Из этого следует, что газ не «выдувается» за пределы влияния звезды, а остается материалом для ее роста.

«До сих пор эти ионизованные туманности было принято считать расширением горячего газа под давлением излучения звезды. Измеряя размер этих пузырей, ученые делали вывод о возрасте ее центральной звезды, - сказал Томас Питерс, научный сотрудник Центра астрономии университета Гейдельберга. - Полученные новые результаты имеют особое значение, поскольку теперь нет прямой связи между размером туманности и возрастом ее центральной звезды».

Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала The Astrophysical Journal.

По материалам www.physorg.com