Понедельник, 06.05.2024, 05:21

Какая планета лишняя?
Главная » 2010 » Март » 10 » Повторяющиеся взрывы задержали формирование звезд в ранней вселенной
10.03.2010 21:21

Повторяющиеся взрывы задержали формирование звезд в ранней вселенной

Выбросы из черной дыры глазами художника. Фото Credit: NASA/CXC/M.Weiss

Ученые полагают, что обнаружили доказательство катастрофы, задержавшей процесс рождения новых звезд в ранний период формирования Вселенной. Согласно их данным, через три миллиарда лет после Большого серия взрывов одной из крупных галактик, мощь которых в триллионы раз превышала силу взрыва атомной бомбы. Взрывы происходили каждую секунду на протяжении миллионов лет. «По сути, это событие выключило процесс звездообразования и задержало рост типичной массивной галактики», - сообщил руководитель исследования доктор Дэйв Александр (Dave Alexander).

С помощью инфракрасного спектрографа NIFS обсерватории Gemini North ученые наблюдали за галактикой SMM J1237+6203 и обнаружили свойства, характерные для некоторых других массивных галактик по соседству с нашим Млечным Путем, предполагающие наличие события, которые внезапно остановило процесс звездообразования в ранних галактиках и задержавшего их расширение.

Это произошло, когда Вселенная была в четыре раза моложе, чем сейчас. Благодаря взрыву газ, необходимый для формирования новых звезд, преодолел притяжение упомянутой галактики. По мнению исследователей, причиной столь мощного выброса энергии стали либо отток частиц из  черной дыры галактики, либо мощные ветры, порожденные умирающими звездами, называемыми сверхновыми. Некоторые теоретики возражают, что причиной могла послужить энергия, отбрасывающая галактики друг от друга, препятствуя тем самым рождению новых звезд, однако веских аргументов в пользу данной гипотезы до сих пор нет. Ученые надеятся, что данное открытие поможет глубже проникнуть в историю зарождения и формирования галактик.

«Фактически галактика регулирует собственный процесс роста, предотвращая рождение новых звезд, - поясняет Александр. - Теоретики предполагали, что огромные выплески жнергии не имеют к этому отношению, но лишь теперь мы увидели их в действии. Мы предполагаем, что подобная участь постигла многие другие галактики, замедлив их развитие: энергетические выплески разметали материю, необходимую для их дальнейшего роста».

Газ в галактике SMM J1237+6203. Контурами обозначены волны энергии, идущие через галактику. Фото Dave Alexander/Mark Swinbank, Durham University, and Gemini Observatory