Пятница, 19.04.2024, 10:40

Сколько Вам лет?
Главная » 2016 » Май » 8 » Гейзеры Энцелада преподнесли ученым сюрприз
08.05.2016 16:26

Гейзеры Энцелада преподнесли ученым сюрприз

Новые наблюдения космического аппарата «Кассини» показали новую интересную особенность о гейзерах Энцелада. Оказалось, что чем дальше спутник находится от своей планеты, тем сильнее становятся некоторых струи, которые прорываются через его ледяную поверхность.

Гейзеры Энцелада.

Гейзеры Энцелада. Фото NASA/JPL/Space Science Institute

Энцелад был обнаружен в 1789 году британским астрономом немецкого происхождения Уильямом Гершелем. В течение следующих двух столетий никаких знаний об Энцеладе, кроме самого факта его существования, у ученых не прибавилось. Интерес к шестому по величине спутнику Сатурна появился у астрономов после того, как мимо планеты-гиганта пролетели «Вояджеры».

Оказалось, что поверхность спутника является необычно ровной и белоснежной. Лучше всего подобные характеристики Энцелада объясняла бы покрывающая луну ледяная корка. Однако за 4,5 миллиарда лет, прошедших с момента образования спутника, белый цвет льда должен был померкнуть из-за упавших на Энцелад метеоритов. Парадокс навел ученых на мысль о геологической активности необычной луны. Астрономы предположили, что на Энцеладе могут существовать действующие вулканы. Причем выбрасывать эти вулканы должны не раскаленную магму - средняя температура на Энцнеладе составляет около -198 градусов по Цельсию, а ледяную крошку.

Прорыв в раскрытие тайн Энцелада осуществил космический аппарат «Кассини», который находится  на орбите «окольцованного гиганта» нашей Солнечной системы с 2004 года. За это время он сделал множество открытий тайн системы Сатурна. И среди них гейзеры Энцелада.

Это так называемые «тигровые полосы», которые находятся  в южной полярной области Энцелада - гигантские трещины, из которых происходят мощные выбросы струй водяного пара и частиц льда и пыли на сотни километров от поверхности Энцелада.

Предыдущие наблюдения «Кассини» показывали, что мощность гейзеров увеличивается, когда Энцелад приближались к самой дальней точке от Сатурна в движении по своей эллиптической орбите.Однако как сильно, ученым было точно не известно.

Новые наблюдения за гейзерами Энцелада аппарат «Кассини» провел 11 марта 2016 года, когда позади гейзеров оказалась звезда эпсилон Ориона, центральной звезды в поясе Ориона. Благодаря «подсветки» звезды ученые смогли установить, количества выбрасываемой из недр спутника материи с беспрецедентной точностью. И тут ученых ожидал сюрприз.

Оказало, несмотря на то, что общее количество материи сильно не увеличилась (всего на 20%), одна из струй была в четыре раза активнее, чем в другое время. Вместо того, чтобы составить только 2% от общего объема выброса, она выпускала до 8% материи.

«Мы считали, что количество водяного пара и пыли в общем по всей южной полярной области сильно зависит от приливных сил Сатурна. Вместо этого мы видим, что меняются отдельно взятые мелкие струи, но общее количество пара остается практически прежним», – пишут исследователи.

Точно, как и почему это происходит окончательно не ясно, но наблюдение дает теоретикам новые возможности размышлять о перипетиях  «водопровода» под замерзшей поверхностью спутника Сатурна. Это очень любопытно, так как может дать ученым больше подсказок о глобальном подледном океане Энцелада, который может содержать ингредиенты для возникновения и существовании жизни.